Ежедневно диспетчер брестской службы «101» принимает около ста звонков: у кого-то разбился градусник, кто-то захлопнул входную дверь, а в квартире остались малолетние дети, а у кого-то в доме — самый настоящий пожар. Накануне Дня спасателя (19 января) творческая команда «Вечерки» заступила на дежурство вместе со сменой пожарной аварийно-спасательной части № 1 городского отдела по чрезвычайным ситуациям. 24 часов стало достаточно, чтобы понять, как работают люди, готовые жертвовать собой ради жизней других.
Дежурство с полной боевой
Рабочий день пожарного — это сутки. Они начинаются в 7.50 на построении, до 8.30 пожарные скрупулезно проверяют одежду, исправность автотранспорта, состояние инструментов. В пожарной части № 1 (ул. Осипенко, 11) пять единиц техники, третий в ряду — автомобиль быстрого реагирования, или «абээрка». Такая «пожарка» здесь одна, пусть в ней и помещается воды меньше, чем в других автоцистернах, — 2350 литров, зато она «упакована» 70 видами специнструмента — бензорез, бензопила, три лестницы, переносная осветительная система, разжим-кусачки… Как правило, «абээрка» выезжает на ДТП, где нужно «кроить» побитые легковушки.
В арсенале Брестского городского отдела по чрезвычайным ситуациям самая высокая в Бресте лестница — 55 м. Именно сотрудники МЧС помогали с украшением городской елки.
Начальник дежурной смены Роман Нестерук с гордостью поясняет, что каждый пожарный отлично разбирается в автотехнике. Более того, в областной системе МЧС для этих целей существует собственный производственно-технический центр.
— А зачем вам башня? — интересуюсь у Романа Нестерука.
— Это наша учебная башня, по высоте она как четырехэтажный дом, — отвечает Роман Михайлович. — В теплое время года каждый пожарный должен с полной боевой выкладкой забежать на «последний этаж».
Такое упражнение входит в программу физической подготовки. Все бы ничего, но вес боевой экипировки составляет более 25 кг: одежда, обувь, топор и карабин — под 10 кг, за спиной аппарат на сжатом воздухе — 16 кг.
Расписание «уроков»
Никогда бы не подумала, что пожарные — те самые брутальные мужчины, которые бесстрашно забегают в охваченный огнем дом, — посещают на дежурстве… уроки. В оборудованных классах за партами сидят взрослые мужчины, а чтобы они не опаздывали на занятия, начальством утверждено расписание, где, кстати, есть и перемены по 15 минут.
В возрасте 25 лет пожарный должен подтянуться минимум 15 раз.
Специалисты системы МЧС рассказывают спасателям о технике безопасности, аварийно-спасательной подготовке, проводят тренировки в теплодымокамере. В последние годы все чаще в учебный план включаются лекции экспертов из других служб. Например, в среду 14 января по плану — выступление заместителя заведующего Брестской станцией скорой медицинской помощи Ирины Савчук. Тема — проведение реанимационных мероприятий. От выполнения домашних заданий пожарные освобождены, а зачеты они сдают регулярно. Есть в жизни пожарного и каникулы — месяц летом и столько же зимой.
При пожаре — звонить 101
Мы в пункте связи части. Радиотелефонист имеет прямое сообщение с диспетчером городского центра оперативного управления (находится в пожарной части № 2). Именно диспетчер «101» (звонить также можно по номеру 112) принимает звонки от граждан — ежедневно не менее 100. Записывая информацию, диспетчер определяет, какая из частей находится ближе всего к источнику возгорания, и сообщает информацию радиотелефонисту, тот сигналом по тревожной кнопке — пожарным.
Звонок раздается около 5 утра. В Бресте горит автомобиль. Сигнал тревоги! А это значит: 18 секунд на надевание пожарной одежды и снаряжения, подготовку автотехники для отправления. Уже через 63 секунды после звонка две машины МЧС выехали за ворота части. Согласно нормативам, у нас есть полторы минуты на километр, чтобы добраться до места.
Многие нормативы у пожарных сдаются с выставлением оценки: например, чтобы получить «пятерку» (наивысший балл), пожарный должен забежать на 3-й этаж за 7 секунд.
На повороте к месту «икс» замечаю, что немного воды выплеснулось из «крыши» автоцистерны. Впоследствии мне пояснили, что это вполне нормальное явление.
На место пожара прибыли за пару-тройку минут. Тушили — не дольше. Из одной машины вода подавалась со скоростью 40 литров в секунду, из второй — 50. На развертывание рукава от автоцистерны двум пожарным дается 17 секунд. В чрезвычайной ситуации с угрозой жизни человеку спасительной может быть одна секунда.
Откуда водичка?
Потушили, быстренько собрались — и уехали. На обратном пути нужно заправиться водой, ведь в гараж машина МЧС приезжает всегда полной. Пополнить водные запасы можно либо из открытого источника, либо из гидрантов, которых в городе 1112. В каждой части есть их список, но в ситуации ЧП пожарные, как правило, получают информацию о ближайшем гидранте по радиостанции, когда уже едут на место пожара.
Иногда говорят: «Пожарные приехали с пустыми цистернами». Все дело в том, что автоцистерна вместимостью 2500 л выдает воду со скоростью 40 л в секунду, то есть запаса одной машины хватает на минуту работы. Поэтому-то и нужен гидрант, лучше всего поблизости.
Когда пожарный спит…
Приехали, посушили рукава, переоделись. Старший инспектор инспекции надзора и профилактики Брестского городского отдела по чрезвычайным ситуациям Роман Гмыра пишет о пожаре: «Огнем поврежден моторный отсек, отделка салона, лакокрасочное покрытие кузова».
Сегодня команда из 8 пожарных спасла чей-то автомобиль. Вчера — вынесла из задымленного помещения человека. Завтра? Пожарные шутят, что лучше бы их телефон вообще не звонил: «Не зря говорят: когда спит пожарный, страна богатеет».
Между прочим, согласно распорядку, если нет происшествий, в 22.00 ребята отправляются в комнату отдыха. Не спят ночью трое — начальник дежурной смены, постовой КПП и радиотелефонист. До следующего сигнала тревоги.
Виктор Семенюк, командир отделения, работает в части дольше всех, с 1994 г.:
— Мы работаем с неизвестностью. У пожарного нет времени на раздумья, он должен действовать быстро и четко. Бывает ли страшно? У людей, которые видят, как горит их дом, возникает паника, а мы за годы работы научились контролировать свои эмоции.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.