В 2017-2019 годах до неузнаваемости преобразился участок Набережной от бульвара Шевченко до улицы Ленина. Рекреационная зона с пешеходными и велосипедными дорожками, тренажерами, беседками, спусками к воде и причалами для маломерных судов становится все более притягательной для брестчан и гостей города. Продолжилась эта работа и в текущем году. Реконструкцию оставшегося участка до Брестской крепости длиной около 1 км, как подтвердил мэр Бреста Александр Рогачук, планируется реализовать в два этапа (первый – длиной ок. 500 м, с выходом за шлюз). Поиском оптимальных решений по укреплению набережной реки займутся специалисты. А создание рекреационной зоны поручено «Брестдорпроекту» и молодым брестским архитекторам. Предполагается, что итоги проделанного будут подведены 7 ноября непосредственно на Набережной, с участием руководителей области и города.
Своим видением дальнейшего развития Набережной мы попросили поделиться участников проекта.

Николай ВЛАСЮК, главный архитектор Бреста: «У территории огромный потенциал»
— Хороший результат, как мы рассчитываем, может дать совместная работа генпроектировщика — «Брестдорпроекта» и компании «Днепро-Бугский водный путь» с их опытом и традициями – и молодых брестских архитекторов (команд «Воробьев и партнеры» и студии дизайна «BOOONT») со «свежим» взглядом и видением современных мировых тенденций.
«Предпоследний» этап реконструкции Набережной (участок длиной около 500 м от городского сада до шлюзов и музея паровозов) – очень ответственный этап. У этой прибрежной территории огромный потенциал. Сегодня именно такие общественные пространства – своеобразный «локомотив» развития города. Они формируют качество городской среды и тем самым привлекают в него интеллектуальные, финансовые ресурсы, привлекательны как для местных жителей, так и для туристов.
Да, Набережная в районе ТЭЦ ранее представлялась не столь привлекательной из-за множества диссонирующих объектов, таких как глухие высокие заборы, производственные и складские территории. Превратить недостатки в преимущество – сложная, но и увлекательная задача. Крановые балки, дрейфующие баржи, яркая труба ТЭЦ, отражающаяся в воде, – это не что иное, как эстетика.
В таком месте, как показывает опыт, отлично чувствуют себя художественные галереи и арт-пространства, эти места интересны для молодежных тусовок (пример той же Октябрьской в Минске). Важно сохранить «дух места». Баржи речного порта (наиболее сохранившиеся) могут превратиться, например, в рестораны или даже дискотеки, сезонные или круглогодичные. Такой опыт объектов на воде имеется и в Польше, России, Голландии – да много где. Не стоит забывать и о том, что через пару лет на спуске ул. Ленина, напротив фонтана на воде, начнется строительство нового ЗАГСа, и это станет еще одним интересным «пазлом» в общей картине Набережной.
В настоящее время мы определяемся с вариантами концепции этого этапа реконструкции. Речь идет о насыщении набережной конкретными объектами. Предложений много, но их, кроме всего прочего, необходимо «уместить» в определенный бюджет.
Принципиальный вопрос: как грамотно задействовать два пешеходных уровня: по верху и внизу, вдоль уреза воды? Этот участок набережной отличается тем, что здесь не будет подпорной стенки, — это, скорее, пейзажный участок с естественным склоном к воде. В том месте, где Набережная смыкается с городским садом, предполагается барная улица или зона стритфуда, где горожане и гости могли бы отведать блюда не только белорусской, но и других кухонь народов мира. Возникает также вопрос: какие из деревьев, кроме аварийных, в районе ТЭЦ стоит сохранить? Так, чтобы совсем не оголить территорию.
Один из возможных объектов – пешеходный мост, связывающий набережную с полуостровом, а далее выход к тропе здоровья. Молодые архитекторы предлагают сделать причал для яхт, что перевело бы это общественное пространство в новый, еще более интересный, формат. Набережная заиграла бы совсем другими красками. Правда, этот вопрос пока до конца не решен. Возможно, идея в будущем будет реализована в формате государственно-частного партнерства. Зона амфитеатра, «рыбацкая дорожка», детская площадка, качели для взрослых, шезлонги, беговая дорожка …
Обсуждение с участием руководителей области и города планируется провести 7 ноября непосредственно на Набережной. Пока продолжается проектирование, приветствуются пожелания и предложения жителей города.

Евгений ЩЕРБАЧ, архитектор и урбанист: «Как прописать зону комфорта?»
Коллектив молодых архитекторов предлагал свою точку зрения на будущее обустройство Набережной, этот взгляд не остался незамеченным и может использоваться в дальнейших усовершенствованиях вновь проступающей пешеходной и велосипедной артерии. Это взгляд не альтернативный, но дополняющий. А его суть прояснил нам архитектор и урбанист Евгений ЩЕРБАЧ.
— Одной из причин, почему необходим несколько иной подход, чем избранный в Бресте, Евгений называет, во-первых, однообразие сложившегося строительного решения, во-вторых, упускаемую часто многофункциональность, в-третьих, возможность общественного управления данным сектором территории.
Если говорить о первом аспекте, то идея прежде всего в том, что Набережная имеет значительную протяженность и не может выглядеть одинаково для пешехода или велосипедиста на всем пути от моста по бульвару Шевченко до крепости.
Образно, как и спальня человека не выглядит одинаково с кухней, хотя находятся в одной квартире. Цвет плитки, ее структура, озеленение, визуальные аспекты – всему этому есть выражение и применение.
Мы говорим о синергии? Прекрасно! Но не вполне, быть может, рационален тот взгляд, согласно которому достаточно оборудовать пешеходную променаду, а будущие владельцы заведений, которые там появятся, предоставят и изысканные блюда, и экстерьер, и зеленые зоны. На самом деле всё перечисленное (кроме блюд) – функция и забота архитекторов и градостроителей. Они должны решить заранее, как зонировать плитку, распределить лиственные деревья, создающие яркий акцент осенью, и, допустим, вишню, которая живописно цветет по весне. Возможно, будь у нас такой «Вишневый сад», туда пришли бы и бизнесмены с кафе, и поклонники Чехова, и просто гуляющие. Не всё же утешаться блоковскими мотивами: улица, фонарь… и далее по тексту.

Советская, с точки зрения Е. Щербача, важный вектор движения людей и, соответственно, капиталов. Но Набережная могла бы быть не хуже. А с учетом ее длины, практически не ограниченной, и эффективнее. Одна улица хорошо, две – лучше, но четыре – образуют периметр, по которому приятно перемещаться в выходной день или по приезде в Брест из другого города. Советская, Набережная, Городской сад, Ленина, Пушкинская могли бы таким периметром стать.
Удачным вариантом сочетания функций, по мнению Е. Щербача, можно считать ту зону, что прилегает к бывшим кассам «Аэрофлота», а ныне – большому «Параграфу» на Набережной. Удачно сработала тренажерная площадка. Хотя и вопросы могут возникать: в частности, как оформлены цветочные композиции, почему туалет стал архитектурной доминантой. Те же беседки на Набережной не отличаются никак, и если назначил свидание, то попробуй объясни, какую именно беседку имеешь в виду. Приходится говорить, что это та, которая напротив магазина «1000 мелочей», или та, откуда был когда-то виден порт. Покрасить беседки в разные цвета, и не обязательно в красный (к 7 ноября), и проблема решится. Можно дать им названия.
Мелочи? Да. Но когда их больше 1000, приходится говорить и о комплексе услуг, которые несет Набережная. Это место, скажем шире – пространство, куда люди приходят отдыхать. Оно не должно быть однообразным, утомительным, скучным. Уже есть достаточно мощный источник энергетики, которым является Мухавец. Помогите этой энергетике включиться на полную!
Один характерный момент: почему маленькие брестчане предпочитают бегать не по плитке, уложенной вдоль парапетов, а по извилистым велосипедным дорожкам, создавая опасность и себе, и участникам движения? Да потому, уверяет молодой архитектор, что это ребенку элементарно интереснее. Так и взрослому было бы более интересно переходить от зоны вечнозеленых сосен в прохладу лип, а затем в осенний огонь листопада…
И еще один момент. С того момента как Набережная отстроена и оснащена необходимой инфраструктурой, она становится общественным достоянием. Как жителей этого микрорайона, так и условной Дубровки либо Ковалевки. И не местный ЖЭС-2 либо 3 должен принимать решения по дальнейшему благоустройству или ремонту этого участка общегородского пространства, а коллектив собственников, арендаторов или жителей данной территории. Хотите как во Франции? – часто спрашивают. Во Франции так: нет гребных каналов, но русло реки может закрываться на время соревнований для всех судов, пока машут веслами спортсмены (пример – Эпиналь в Лотарингии). Потом открываться и не платить никому за эту идею. Вечером там плавает прогулочный теплоход, утром – челнок с одного берега на другой. Мог бы и в Бресте «Гродно» плавать вдоль реки, а теплоход «Щучин» — соединять центр и «Вульку». Что в этом нерационального?
Делать Набережную разноцветной, вне зависимости от времени года и температуры во дворе, призывает нас и власти авторский коллектив архитекторов, куда входят студия «Boоont», «VARABYEU PARTNERS» и «Брестпроект» и др. Свои предложения они передали в горисполком, и генпроектировщик уже внёс много из предложенного в проект продолжения набережной, но молодые архитекторы будут добиваться ещё более пристальной доработки проекта. Надеемся, на новых участках Набережной возобладает сила этих аргументов. Но даже если нет, городская среда – штука философская, она сама себя откроет и проявит. Просто архитекторы могли бы сделать это вовремя и грамотно.
Маргарита ГОРОВАЯ, Александр СЕДНЕВ