Существуют нетленные философско-экономические постулаты. Они подчиняются не столько рассудку – обманчив, – сколько логике. Эта наука бескомпромиссно утверждает, что у самого себя украсть невозможно. Но украсть можно у хозяина, подчиненного, даже, извините, у родственника. На это намекают, в том числе, и народные сказки. Вот история из жизни и деятельности одного склада, расположенного в Брестском районе.
По классическому варианту, известному даже из детективов, преступление может быть организовано и спланировано идеально. Но после факта преступления начинается период получения от злодейства выгоды. В орбиту процесса включаются все новые лица. А там недалеко и до того, о чем устами Леонида Броневого сказал в известном сериале шеф гестапо Мюллер: что знают двое, то знает и свинья. Так или иначе, но склад горюче-смазочных материалов попал в поле зрения борцов с экономическими преступлениями. Несложно было выяснить – воруют, труднее ответить на вопрос – как?
Автозаправочная станция соседствует со складом горюче-смазочных материалов (ГСМ). Вся территория находится под постоянным видеонаблюдением и круглосуточной охраной. Сооружения оснащены комплектом датчиков для контроля за хранением и отпуском топлива и смазочных материалов. Въезд на территорию хранилища через два охраняемых КПП. Как в таких условиях можно похищать топливо? Казалось бы, никак. А процесс без фанфар, но шел. Стали исподволь изучать предполагаемых похитителей – это должностные лица и работники склада ГСМ. После времен советской власти, когда разрешили не стесняться богатства, появился критерий оценки: кто живет не по средствам. В поле зрения сотрудников милиции появился один оператор. Он с заработной платой чуть больше тысячи рублей в месяц строил дорогой дом в Бресте, но кредитов на строительство не брал. А только забор, огораживающий участок под строительство, «потянул» на 15 тысяч долларов. Почти у всех работников, ставших впоследствии фигурантами уголовного дела, автомобили с большим объемом дизельных двигателей, на которых они ежедневно ездят на работу, что довольно ощутимо для семейного бюджета, учитывая расход топлива и расстояние до города. При этом не было замечено, чтобы кто-нибудь из них официально заправлялся на местных автозаправочных станциях. Однако привычку ни в чем себе не отказывать к делу не пришьешь.
Уже было известно: есть факты краж топлива и последующей его продажи. Фигурировала даже левая цена левой солярки – полтора рубля за литр. Но оставались неизвестными способ хищения и точное число участников криминальной схемы. Примечательно, что для более полной картины происходящего на складе правоохранители использовали квадрокоптер. На следующем этапе оперативно-розыскных мероприятий установили: крадут топливо в рабочие дни в период с 17:30 до 19:30 – как раз с момента ухода с работы руководства и других работников склада до приезда водителей бензовозов и служебного автобуса предприятия. Зато в выходные дни у маленькой топливной мафии было раздолье – делали свой гешефт весь день, без привязки к определенному времени – кроме дежурных смен никого лишнего на объекте не было.
В будние дни на автостоянке для личного транспорта работников склада наблюдалось оживление. Площадка, кстати, не попадала в периметр работы камер видеонаблюдения. Поэтому здесь участники схемы перегружали пустые канистры из своих автомобилей в два более вместительных минивэна. В это время несколько человек с разных сторон наблюдали за обстановкой вокруг склада и передвижениями охраны. У одного такого наблюдателя был бинокль. После перегрузки тары микроавтобусы подъезжали к законсервированному помещению… туалета. Он расположен за огороженной территорией склада и тоже не попадает в ракурс камер наблюдения. Водители микроавтобусов переносят канистры в закрытый туалет. Там загодя оставлен один из работников. Он из крана, выведенного из-под пола, наполняет канистры топливом. Тем временем минивэны возвращаются на служебную парковку за следующей партией канистр. Процесс повторяется несколько раз. В завершение операции подельники делят между собой наполненные канистры.
При такой постановке процесса хищений оптимальный вариант – брать с поличным. Одномоментно задержали на складе одну смену работников и параллельно осмотрели автомобили и гаражи работников другой смены, у которых был выходной. За один вечер прошло более тридцати санкционированных осмотров. В результате у подельников в схронах обнаружено около тысячи литров дизельного топлива. Еще столько же содержалось в приготовленных канистрах в заброшенном отхожем месте. Там же обнаружен кран со шлангом. Он был под землей протянут на территорию склада и кустарным способом подключен к законсервированному трубопроводу, из которого предварительно откачали технологическую жидкость. С противоположной стороны трубы был врезан шланг с насосом. Он, в свою очередь, соединялся с трубопроводом, идущим от резервуара для хранения топлива к автомобильному наливу.
Придумал все и осуществил на то время 46-летний мастер одной из рабочих смен. Он привлек единомышленников, и через пару недель «частный» трубопровод был готов. Сначала копали «свою» траншейку только по выходным дням. В то время на складе как раз велись строительные работы. Под этот производственный шумок подельники незаметно для окружающих закопали свой шланг и присоединили его к кустарным врезкам. Зимой из-за разности температур крали меньше, зато в теплое время года отводили душу, выбирая по 1-2 тонны солярки за смену. Излишки топлива изымали из резервуаров и действующего трубопровода и помещали на хранение в законсервированный трубопровод. Впоследствии откачивали по потребности из него с помощью шланга с краном, притаившегося в туалете.
Процесс образования излишков в некоторой степени зависит от технологий и систем подсчета. Частично это прокомментировали сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Количество топлива, отгруженного в адрес предприятия, измеряется в килограммах, а его отпуск в сеть автозаправочных станций уже в литрах. Основным показателем при поступлении, хранении и отпуске дизтоплива является его плотность, или удельный вес (отношение веса к объему). Эта величина зависит от вида горючего и температуры. При измерении плотности топлива учитывают его тип, колебание температур и наличие присадок. Это связано с тем, что происходит изменение эталонных показателей – массы и объема. За счет этого как раз и возможно образование излишков в подотчете у материально ответственных лиц.
«Левая» заправка функционировала с 2016 года. Было возбуждено уголовное дело в отношении 14 работников склада за хищение около семи тысяч тонн дизтоплива. В процессе расследования вменяемая статья Уголовного кодекса была ужесточена по признаку организованной преступной группы (ОПГ). В ходе инвентаризации обнаружено около 12 тысяч тонн дизельного топлива, изъятых из резервуара и приготовленных для похищения.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.