Почему изобретения молодых белорусов не находят отклика на родине?
Недавно Антон Любохинец праздновал девятнадцатилетие. Он студент второго курса факультета машиностроения БрГТУ. И уже технический директор небольшой компании из шести человек. Их проект вошел в число сорока лучших для акселерационной программы технопарка в Алматы. О своих проектах, отношении к молодым изобретателям и о том, почему, на его взгляд, идеи в Беларуси плохо продаются, Антон рассказал корреспонденту «Вечерки».
Глаза для незрячего
Свое первое «большое» изобретение Антон сделал в 11-м классе. На конкурсе «Сто идей для Беларуси» два года назад молодой человек представил «умный» браслет для слабовидящих. Построенный по принципу эхолокации, прибор подает сигнал всякий раз, когда «видит» перед собой препятствие. Но, увы, запустить в производство проект так и не удалось.
– Я его даже не патентовал, – признается Антон. – Несколько образцов передал в брестское отделение БелТИЗ, но, честно говоря, не знаю, пользуется ли кто-то этим изобретением. Принцип его изготовления очень простой, у меня вообще была идея сделать так, чтобы его собирали подростки в кружках технического творчества и после передавали незрячим. Но, если честно, я немного разочарован тем, что после конкурса не увидел ничьей заинтересованности в этом проекте. Для школьника очень важно получить не только одобрение, но и поддержку. Тем более что проект этот социальный.
Антон – выпускник первой гимназии. Именно гимназия дала ему тот самый «толчок», который заставил его думать и фантазировать. В гимназии по-другому нельзя, там каждый чем-то занимается. Антон посещал также центр технического творчества, где и научился создавать простые механизмы. Многое заимствовал из Интернета, на создание прибора для слепых молодого человека подтолкнула передача канала «Discovery».
Спасение утопающих…
А год спустя Антон Любохинец предложил новую разработку. На этот раз – по спасению утопающих. Ее суть тоже проста. На запястье надевается браслет с GPS-трекером, и если человек начинает тонуть, ему на помощь вылетает квадрокоптер и сбрасывает спасательный жилет. Теоретически этот способ спасения можно использовать не только на воде, но и в лесу. И снова идея получила бурные аплодисменты жюри и… осталась пылиться в долгом ящике.
– Недавно смотрел передачу про немецких спасателей, – рассказывает Антон. – И там как раз разрабатывают подобный способ спасения. Не исключено, что моя идея будет реализована там. Здесь я предлагал свою идею МЧС. «Классно!» – сказали они, и дальше дело не пошло. В Беларуси, пожалуй, идеи никому не интересны. Все хотят получить чуть ли не готовый полный цикл. Поэтому вскоре пришел к выводу, что свою идею нужно реализовывать самому.
Мир на ладони
Сегодня Антон – студент второго курса университета и работник рекламной компании. Примерно полтора года назад он пришел в нее обыкновенным техническим работником по созданию каталога предприятий Бреста top2.by, дослужился до должности технического директора. В каталоге был дополнительный сервис, с помощью которого можно было посмотреть, что происходит на центральных улицах Бреста, с помощью телекамер. Однажды разработчики заметили, что более трети посетителей их сайта ищут именно камеры. Так возникла идея создать сервис с камерами на 360 градусов и элементами дополненной реальности. Этой реальностью может быть все что угодно – от рекламы до гида по историческим местам. Плюс рядом с камерой любой желающий сможет зарядить телефон и воспользоваться бесплатным вайфаем. И, конечно, ограничиваться Брестом Антон и его партнеры не собираются.
– Теперь у нас настоящая команда: я и еще два человека, которые отвечают за техническую часть, Антон Постоялко и Денис Демидюк, PR-менеджер Ольга Колосовская, а еще Сергей Винокуров и Виталий Безносик. На них вся административная и бумажная работа. Мы много ездим по различным форумам и смотрим, как все устроено за границей. Это позволило пересмотреть подходы. Теперь мы не ждем, когда кто-то придет, возьмет нашу идею и реализует ее. Мы ищем такие же начинающие проекты, стартапы и предлагаем им партнерство. Например, есть предварительная договоренность с производителями камер из Китая и Америки о том, что нам дают камеры на бета-тестирование. Мы понимаем, что наша идея хороша в первую очередь для туристов, которые собираются посетить страну или город. А Беларусь при этом – совершенно нетуристическое направление. Поэтому ищем партнеров в других странах для размещения наших камер. В Москве такие уже найдены, ведем переговоры с Казахстаном.
Если проект брестчан войдет в десятку лучших в Алматы, то дальше им предложат стажировку в Силиконовой долине и финансирование. Правда, такие перспективы вынуждают студентов немного «подзабить» на учебу. Антон понимает: иногда приходится делать сложный выбор. И пока за плечами только рюкзак и ноутбук, нужно использовать любой шанс.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.