16 ноя / 2018
Ятвяжский след. В Бресте, вероятно, найдено капище языческой богини Мажанны, которой поклонялись предки берестейцев

Проект "Мгновения спрессованы в года, мгновения спрессованы в столетия…"

15 января 2018

Рубрика, которой дано название «МГНОВЕНИЯ СПРЕССОВАНЫ В ГОДА, МГНОВЕНИЯ СПРЕССОВАНЫ В СТОЛЕТИЯ...», с этого номера получает постоянную прописку в приложении «Вечерочка». Ее предназначение - напомнить читателям основные вехи 1000-летнего присутствия Бреста в летописях и на картах Европы.

Брестская уния и Брестский мир, издание Радзивилловской Библии и чеканка наших «суверенных» солидов, переговоры в Бресте Витовта и Ягайло и гибель Берестейского замка, две мировые войны и космическая эра - всё это имеет непосредственное отношение к городу-юбиляру. Как и другие вехи отшумевших столетий.

Конечно, многое из того, что скрыто в толще веков, дошло до наших дней в виде легенд, преданий, предположений. Хронология известных фактов заставляет вспомнить изречение: история человечества - это история войн. Войн на долю Бреста выпало немало. И потому столь ценными кажутся упоминания о действительно весомых достижениях наших предков в мирной жизни - будь то строительство мостов или дорог, книгопечатание или победа на Олимпиаде.

В поле нашего зрения попадут археологические находки и клады, интриги и мятежи, ремесленные гильдии и шедевры иконописи.

Усилия журналистов «Вечерки» будут направлены на то, чтобы напомнить вам самые важные события десяти веков брестской истории, познакомить с определявшими ее личностями или восстановить в памяти ускользнувшие детали. Мы будем опираться на мнения признанных экспертов и сотрудничать с историками и людьми искусства, так или иначе причастными к данной теме. Одним из консультантов согласился стать профессор, историк Анатолий Гладыщук, известный своими публикациями по теме Берестейского замка и биографии Юлиана Урсына Немцевича. Ему удалось вплотную приблизиться к тайнам древнего Берестья и очертить наиболее полную хронологию тех овеянных сединой лет. Редакция намерена широко использовать в этом цикле публикаций авторитетные мнения и суждения других ученых и историков.

Помочь проиллюстрировать эпохи, минувшие до изобретения фото, согласился брестский художник-иллюстратор Павел Татарников, лауреат Государственной премии Беларуси, известный своими произведениями для книг на историческую тематику, среди недавних - «Айчына. Маляўнічая гісторыя» (автор - Владимир Орлов), презентованная в Бресте в 2017 году.

В печатной версии «Вечерки» вы сможете следить за формированием исторической «биографии» нашего 1000-летнего города с Х века до новейших времен в приложении «Вечерочка», а на сайте - в нашем соответствующем проекте. Дорога в тысячу лет всегда начинается с первого шага!

Редколлегия


Новости Бреста

Точная дата основания Берестья, наследником которого стал Брест, не известна. Нет сомнения, что город появился гораздо раньше, чем о нем упоминают исторические хроники. Подтверждением тому многочисленные археологические находки. А о седых временах Берестья говорят легенды.

Впервые легенду о возникновении Берестья опубликовал в середине XIX века известный белорусский этнограф, исследователь и журналист Павел Шпилевский в своих путевых заметках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю»: якобы некий купец чуть не утонул в болотах возле будущего Берестья, но загатил дорогу берестой и благополучно спасся. А на обратном пути основал поселение.

До сих пор не утихают споры, какое же из племен основало Берестье.

Популярных версий три. Ятвяги, жившие в основном на территории Беловежской пущи и исчезнувшие со страниц летописей и хроник в XIII веке. Волыняне - племя, ставшее одним из прародителей современных украинцев. И дреговичи, впоследствии с другими племенами ставшие основой белорусского этноса. Наиболее убедительна последняя версия. Так, профессор Петр Лысенко во время многолетних раскопок городища древнего Берестья и анализа найденных археологических артефактов пришел к выводу - основателями Берестья были дреговичи.

И все-таки те же ятвяги в окрестностях Берестья жили. Многие знают легенду о возникновении города, но зачастую мимо внимания проходит еще одна запись П. Шпилевского: «Я отправился на Кобринское предместье - взглянуть на археологическую редкость, о которой я столько раз слышал в Минске и Варшаве. Эту редкость составляет огромный курган на правом берегу Мухавца, окруженный многочисленными копцами и наполненный странной формы камнями. Народное предание гласит, что курган - остаток древнего языческо-литовского, или ятвяжского, капища богини Мажанны, упоминаемой до сих пор в песнях и легендах жителей нынешней Гродненской губернии; что вокруг этого кургана был большой густой лес и разбросаны какие-то будто обтесанные камни с резными фигурками, обрызганные кровью... Но я напрасно старался проверить это предание: я не нашел камней - их нет в настоящее время; говорят, все они лежат внутри кургана; да и самый курган и копцы приняли вид далеко не мифологический и получили назначение более общежитейское...»

Новости БрестаСледы этих камней весной этого года нашел брестский архитектор-реставратор Николай Власюк-старший:

«В Гродненском историческом архиве я изучал документы и чертежи, связанные с историей старого городского парка. Он располагался на участке, ограниченном Мухавцем, частью улицы Ленина до речного порта и частью проспекта Машерова до комплекса ТЭЦ. На одном из чертежей увидел камни, расположенные в определенном порядке, по спирали. И сразу вспомнил Шпилевского - именно здесь он искал ятвяжское капище.

Сложно сказать, почему Шпилевский не нашел курган, ведь камни четко видны на чертеже конца XIX века. И сегодня, когда парк восстанавливается к 1000-летию города, можно реконструировать и каменную насыпь. Правда, предстоит точно «привязать» старый чертеж к современному рельефу. Но надеюсь, что это не вызовет больших сложностей. Кстати, в реставрации (восстановлении) могли бы поучаствовать и сами брестчане - принести по небольшому камню в будущий курган. Возможно, эта идея заинтересует городские власти».

Впервые название «Берестье» появляется на страницах летописей в связи с событиями 1017 или 1019 года (официальная дата рождения города), однако многие факты указывают, что он был основан ранее. И первые строки хронологии истории Бреста относятся к событиям до первого упоминания города в летописях и хрониках.

970-990 годы

Глинобитная печь и керамика, характерная для этого периода, обнаружены при археологических исследованиях на Центральном острове Брестской крепости П.Ф. Лысенко в 2006 году. Исследования проводились в связи со строительством здания воскресной школы Николаевского гарнизонного собора.

983 год

Киевский князь Владимир Святославович, крестивший жителей Древней Руси, совершает поход на ятвягов: «Иде Володимер на ятвягов и победи ятвягов и взя землю их». Поход на ятвягов, которые жили в основном в современной Беловежской пуще и ее окрестностях, мог быть осуществлен в те времена только речным путем. Возможно, именно в это время основан небольшой опорный пункт Берестье.

1005 год

В документе XVII века, который рассказывает о возникновении Туровской православной епархии, говорится, что к ней были приданы «в послушание городы и погосты», в число которых попали Брест, Пинск, Новогрудок, Волковыск и другие. К сожалению, эта очень поздняя запись по сравнению с произошедшим событием не подтверждена ни одним другим историческим документом. Впрочем, некоторые упомянутые города успели отпраздновать свое тысячелетие, как, например, Волковыск в 2005 году.

1013 год

Немецкий хронист Титмар Мерзебургский (975-1018) в своей хронике говорит о захвате в августе-сентябре польским князем Болеславом Храбрым при помощи немецкого князя Генриха II древнерусских городов. Некоторые историки предполагают, что была захвачена и Берестейская земля. Но в хронике нет точного названия завоеванных городов, поэтому говорить об этой страничке истории города можно только гипотетически.


5233
4
Меня это радует (54.5%)
Мне все равно (5.5%)
Мне это интересно (34.5%)
Меня это злит (5.5%)


А.В.Воробей
21.01.2018 20:40
ответить ответить с цитатой
Елена писал(а):
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

(В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами)

[Библиотека «Вехи»]:

"Брест-Литовск — (древнее Брестье или позже Берестов, по-польски Brze??) — лежит на правом берегу реки Западный Буг, при слиянии с ним pек Муховца и Шлеерки, ... основание Б. положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею".

Ф. Шперк
Который раз зарекаюсь не комментировать и всё же.
Зачем цитировать этот наратив? Давайте я в ответ дедушку Хаима процитирую? О том, что таки-Бриск был основан еврейскими купцами?
Елена
20.01.2018 20:47
ответить ответить с цитатой
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами)
[Библиотека «Вехи»]:
"Брест-Литовск — (древнее Брестье или позже Берестов, по-польски Brze??) — лежит на правом берегу реки Западный Буг, при слиянии с ним pек Муховца и Шлеерки, ... основание Б. положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею".
Ф. Шперк
Даниил
18.01.2018 03:39
ответить ответить с цитатой
Очень интересная статья! Большое спасибо за столь интересное проведённое исследование Николаю Николаевичу! Надеемся, что данное капище на самом деле сможет быть восстановлено к 1000-летию города вместе с открытием Городского сада! Идея очень достойная!
nikand
15.01.2018 21:47
ответить ответить с цитатой
П.Ф. Лысенко относит печь к 970-990 гг.? Откуда сообщение? Буду благодарен за источник.

Чрезвычайно интересная тема Morzanny освещалась в местных СМИ:
2017 - http://brestcity.com/blog/najdennye-plany-19-go-veka-pomogut-vosstanovit-gorodskoj-sad-v-breste
2016 - https://news.tut.by/society/494978.html
2011 - https://www.b-g.by/society/10857/,
и со времен Крашевского, и ...

Интерес усилился бы, если бы корреспондент удосужился перевести документ о "возникновении Туровской православной епархии" с латинского на рус. и хотя бы проверить даты возникновения упомянутых городов, по изд., к примеру: Барсов, 1865; Жучкевич, 1974; Нерознак, 1983. Уже не говорю о Шлёцере, Новгородской I
лет. старшего извода и др. Говоря о Туровской епархиии ее связи с Берестьем, предлагаю ознакомиться с монографией А. Мироновича специально посвященной этому вопросу. Туров от Берестья 280 км, Владимир Волынский 140.

"Вечерний" туман усиливается ).

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Ирония судьбы: Брест, разоренный войной 1812 года, стал средоточием литературных талантов....
4312
Во время войны 1812 года Брест несколько раз переходил из рук в руки противоборствующих...
4622
Конвенция о третьем разделе Речи Посполитой была подписана между Австрией, Пруссией и...
2224
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в государстве возобладали идеи...
6663
В Польше вспышка кори. Вы привиты?






Ответить
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить