Гарнизонный храм Святителя Николая Чудотворца в Брестской крепости ожидают большие перемены. Минкульт дал «дазвол» на реставрацию интерьеров здания, которое является историко-культурной ценностью и памятником истории.
Заказчиком выступает православный приход. Архитектурные и конструктивные решения поручены филиалу «Брестреставрацияпроект». Научный руководитель — архитектор Михаил Жминько.
Высказываются опасения, в том числе в профессиональной среде архитекторов, что интерьеры храма могут измениться до неузнаваемости и он утратит свою уникальность. Эти опасения постарался развеять настоятель храма иерей Виталий Хоновец, который поделился с «Вечеркой» планами предстоящих работ.
Сказка Гримма
Николаевская церковь в крепости была построена в 1851-76 гг. по проекту царского архитектора Давида Гримма. За 140 с лишним лет на храме отразились все главные события, которые пережил Брест: Первая мировая война и Великая Отечественная, вхождение в состав Польши… Император Александр III принимал здесь парад в 1886 году в честь своего тезоименитства. В свое время православный храм был переоборудован в костел, а впоследствии в красноармейский клуб, пострадал от обстрелов во время защиты крепости в 1941 году, восстановлен и в 1994 году возвращен православной церкви.
«Ни один храм не сохранил следы истории так, как этот, — говорит отец Виталий. — И мы хотели бы оставить эти следы. Наша задача — не создать что-то новое или сделать «евроремонт». Иначе мы согрешим против исторической памяти. Собор должен оставаться храмом-памятником. В этом его уникальность и красота. При этом владыка благословил, чтобы храм внутри приобрел вид, который он имел изначально, но с учетом всех этих особенностей».
Как это будет воплощаться на практике?
«Существует видеозапись первого настоятеля возрожденного храма отца Игоря Умца. Он на фоне храма говорит о том, что нужно придерживаться компромиссного варианта: частично храм будет расписан, и в то же время будет оставлена память о войне и тех событиях, которые пережил храм. И это самый верный вариант. Мы планируем расписать основную часть храма. А целый придел, где совершается панихида, хотелось бы оставить абсолютно нетронутым. Там особенно четко и ярко видны следы войны», — продолжает отец Виталий.
«Внутри храм сильно не пострадал»
В июне-июле 1941 г. храм был важным пунктом обороны. Он расположен в центре Цитадели, на самой высокой точке, откуда просматривается вся крепость, и здание не раз переходило из рук в руки.
От боевых действий храм больше пострадал снаружи и гораздо меньше — внутри. И сегодня на цоколе отчетливо видно множество следов от разрывов мин и снарядов. А внутрь снаряды попадали через окна: по ним целились нападавшие, обстреливая храм.
«Внутри стены мало пострадали, — рассказывает отец Виталий. — Это видно по фотографиям, которые сделали немцы. На одной из них посещение крепости 16 августа 1941 г. Гитлером и Муссолини. В присутствии большой свиты, генералов и офицеров вермахта они стоят в центре храма и рассматривают его. Видно, что стены оштукатурены, покрашены, висят портреты Ленина и наркома обороны маршала Тимошенко.
Очень пострадал вход в западной части храма. Недалеко взорвалась почти двухтонная бомба, из-за чего между центральным куполом, который сохранился, и притвором обрушилась крыша. За счет обрушения крыши в двух местах впоследствии здание сильно пострадало. А после войны храм находился в бесхозном состоянии в течение 50 лет. Дожди и снега сделали свое дело: штукатурка поотваливалась, все осыпалось. Так было до конца 60-х гг. Поэтому то, что люди видят сегодня, — это не памятник войны, это памятник бесхозяйственности, когда храм стоял в руинах. А когда было принято решение включить храм в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», эту штукатурку убрали, поставили подсветку, но внутрь не пускали из-за аварийного состояния.
И теперь мы хотим оставить нетронутым весь притвор слева от входа, где совершается панихида: там больше всего сохранилось следов войны».
«Росписи видны на фотографиях»
Работа по росписи храма закончилась только в 1906 г. К сожалению, в распоряжении реставраторов нет (точнее, пока нет) фотографий царского периода с интерьерами храма.
Но есть фотографии, сделанные немцами в 1915 г. во время оккупации. По ним можно судить, что они использовали храм в качестве кирхи либо костела. К примеру, на одном из снимков принц Леопольд Баварский во время службы, а на амвоне стоит пастор. Видно, что в иконостасе уже изъяты иконы, царские врата, диаконские двери. Но зато стоит католический престол с ангелами и свечами.
Свято-Николаевский Гарнизонный собор 1915-1919 гг.
«И на этой фотографии видны росписи, — комментирует отец Виталий. — Кроме того, сохранилась арка над иконостасом, на которой просматриваются наслоения росписи. Специалисты возьмут фрагменты краски и штукатурки на анализ, чтобы определить их состав и цвет. На данный момент есть также фотографии передней части храма, по которым опытный иконописец может определить и стиль, и повторяющиеся узоры, восстановить картину в целом. Кроме того, в Российском военно-историческом архиве мне удалось найти чертежи, на которых также видны элементы росписи (они утверждались различными комиссиями и подписывались самим императором). Это основная идея (что должно быть неотступно соблюдено), а детали прорабатывали иконописцы».
Балкончик восстановят католики?
После Рижского договора 1921 г., когда Брест вошел в состав Польши, архитектору Юлиану Лисецкому (на фото) было поручено переоборудование храма в костел. Здание, судя по всему, ему понравилось. Польский архитектор решил не разрушать стены, а надстроить другие. Они скрыли под собой стены православного собора, а сверху образовалась двускатная крыша.
Внутри он не пощадил православные росписи. Единственное, что было оставлено, — образы апостолов-евангелистов (скорее всего, они были закрашены при переоборудовании храма в клуб).
В этот же период в некоторых местах вверху были нанесены сюжеты, прославлявшие польское воинство, а на арке — католический орнамент поверх православного, сделанного в дореволюционную эпоху (голубое небо и звездочки).
Но главный элемент того периода — балкончик, который теперь, приходя в храм, люди видят в первую очередь. Когда руины храма отдали православной церкви для восстановления, именно первый настоятель отец Игорь принял решение его сохранить как память о том, что когда-то храм был перестроен в костел. Сверху над балконом была статуя Христа, которую, вероятно, сбили коммунисты, которые в 1939 г. переоборудовали храм под клуб.
На балкончике видны барельефы тонкой работы с изображением евангельских историй. Одежды сохранились, и только лики у всех сбиты — похоже, целенаправленно.
«Что делать с ликами? — задается вопросом настоятель храма. — Оставить как есть: в память о том, как поступали в свое время с такими изображениями? Или все же их восстановить?.. Видимо, есть смысл привлечь к этой работе представителей католической церкви или польской диаспоры. Все-таки это исторический объект, и можно прибегнуть к первоисточнику».
8 чугунных колонн с капителями
Эти аутентичные колонны (по четыре с обеих сторон) стали украшением храма. Они были поставлены еще архитектором Давидом Гриммом и выполняют две функции: несущую и декоративную.
«Чугун с залитым внутри бетоном — ноу-хау того времени, — рассказывает отец Виталий. — Впоследствии такая технология часто использовалась при построении храмов. Когда Юлиан Лисецкий переоборудовал храм в костел, эти колонны заложили кирпичом и штукатуркой. Реставраторы и отец Игорь обнаружили их случайно. Позднее в архивах нашли чертежи, на которых четко видны эти колонны».
Филигранная работа
В настоящее время идет подготовительная работа к реставрации интерьеров: согласования, экспертизы, обмеры храма. Экспертиза определит также состояние стен, сводов, всех несущих конструкций. Если потребуется, они будут укреплены. Минкультом оговорены и особые условия: сохранение ценных архитектурных элементов, а также конструктивных элементов сводов и купола. Все это поможет сохранить ауру, свойственную только этому храму.
«На какое-то время, скорее всего, придется закрыть собор для посетителей, а служба будет вестись в нижнем храме, — говорит отец Виталий. — О сроках окончания этих работ мы не говорим. Главное — все сделать качественно и основательно»
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.