24 авг / 2019

В единстве – раскол. Как в Берестье унию заключали…

Проект "Мгновения спрессованы в года, мгновения спрессованы в столетия…"

24 июля 2018

Акт об объединении православной и католической церквей на территории Речи Посполитой (куда входила и территория современной Беларуси) был оглашен в Берестье 9 октября 1596 года. После этого события жители государства продолжали исповедовать две ветви традиционного христианства (католицизм и православие), зато появилась новая, униатская, церковь.

Новости Бреста

«Обязались не вступать в чужие епархии»

В середине XVШ века и католическая, и православная церкви в Великом княжестве Литовском переживали серьезный кризис. Во многом это было вызвано распространением протестантизма, многие представители шляхетского (дворянского) происхождения, в том числе крупнейшие магнаты, переходили в новую веру. Как принято считать, быстрее с возникшими проблемами справились католики, чему во многом способствовала деятельность ордена иезуитов.

Сложнее было положение белорусско-украинской (западнорусской) православной церкви. Одна из причин в том, что духовные должности можно было купить за деньги. И получившие таким образом свой сан иерархи больше заботились о своем кармане, чем о духовных потребностях паствы. Кроме того, многие рядовые священнослужители были малообразованными людьми, пренебрегали исполнением своих обязанностей.

Передовые иерархи и светские особы не могли не замечать этого. Одну из мер по исправлению ситуации они видели в проведении православных соборов, на которых должны были обсуждаться насущные проблемы. Первый из них состоялся в Берестье в июне 1590 года. Известный российский историк Сергей Соловьев сообщал о нем: «Для предотвращения подобного нестроения и своевольств, для установления порядка, для рассуждения о школах, науках, госпиталях и других благочестивых делах отцы постановили собираться ежегодно в Бресте Литовском в июне 24 числа... Обязались не позволять, чтоб простые люди держали монастыри, обязались не вступать в чужие епархии, не ставить недостойных пресвитеров под пеней ста коп грошей литовских; кто же не заплатит, тот подпадает проклятию».

Некоторые исследователи считают, что уже на первом соборе в 1590 году вели разговоры об унии - объединении православных с католической церковью. Уже в следующем, 1591 году на очередном соборе в Берестье четыре высокопоставленных архиерея подписали грамоту на имя короля, в которой открыто говорится об унии: «Мы, нижеподписавшиеся епископы, желаем признать пастырем нашим и главою наместника св. Петра святейшего папу римского, от чего ожидаем великого умножения хвалы божией в церкви его святой; но, желая быть в поминовении у святейшего отца папы, мы желаем, чтоб оставлены были нам все церемонии, службы и порядки, какие издавна церковь наша св. восточная держит».

На последующих соборах в Берестье шла уже почти неприкрытая подготовка к заключению унии.

Соратники становятся врагами

Новости БрестаНаиболее яркими деятелями западнорусского православия были Ипатий Потей, ставший символом униатства, и князь Константин Острожский, занявший непримиримую позицию в отношении новой церкви.

Любопытно, что Константин Константинович Острожский (1526 - 1608), сын великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского, один из богатейших магнатов Речи Посполитой, главный опекун православной церкви, первоначально поддерживал идею унии. Но ратовал за универсальную унию - объединение всех христианских церквей, в том числе и московской, на равных условиях. Однако большинство православных иерархов приняли идею региональной унии, некого синтеза православия и католицизма в границах Речи Посполитой. Ярчайшим представителем этого движения был Ипатий Потей.

Потей (1541 - 1613; до пострижения в монахи Адам Тышкович) родился в православной семье, родовым гнездом которой было имение Коренево в нынешнем Каменецком районе. В юные годы его опекуном стал Миколай Радзивилл Черный, под влиянием которого Потей перешел в кальвинизм. Он сделал блестящую светскую карьеру. Служил у Радзивилла Черного, при великокняжеском дворе. Вскоре сблизился с Константином Острожским и уже под его влиянием вернулся в православие. Избрался послом на сейм от Берестейского воеводства, был берестейским земским судьей, а в 1588 году назначен каштеляном берестейским - эта должность позволяла ему заседать в сенате Речи Посполитой.

Новости БрестаПо предложению Константина Острожского в 1593 году король одобрил кандидатуру Потея на Владимирско-Берестейскую православную епископскую кафедру. Перед этим он принял монашество под именем Потей (к тому времени овдовел).

Но вскоре пути Острожского и Потея разошлись, и они стали идеологическими врагами. Уже на соборе 1595 года, заручившись королевским согласием, епископы составили письмо папе римскому с просьбой об объединении. Это письмо в Рим отвезли Ипатий Потей и епископ луцкий и острожский Кирилл Терлецкий. Посланники были благожелательно приняты папой Климентом VIII, который издал соответствующую буллу об унии. В честь события даже была выбита медаль.

А Острожский против унии восстал и писал воззвания обратного толка: о несогласии с политикой Речи Посполитой и в защиту православия.

Два с половиной века унии

В октябре 1596 года в Берестье собрался очередной православный собор. Но фактически это были два собора - проуниатский и противников унии. Первые собирались в церкви Св. Николая. Вторые - в протестантской молельне в особняке шляхтича Райского (выделить им церковь власти отказались). В итоге 9 октября уния была тожественно объявлена. Но приверженцы православия решительно воспротивились и даже низложили епископов, подписавших документ. В свою очередь униатский собор отрешил от сана двух епископов - противников новой церкви. Король Сигизмунд III универсалом от 15 декабря 1596 года утвердил акт Берестейской унии. Унию приняло значительное число православного населения Речи Посполитой, но существовало и мощное сопротивление ей. В Российской империи уния была ликвидирована Полоцким церковным собором в 1839 году. С начала 1990-х годов началось возрождение униатских приходов в Беларуси, действует такой и в Бресте, правда, он не так уж многочислен.

А древняя Свято-Николаевская церковь была разрушена при строительстве Брестской крепости. Она находилась примерно в 30 метрах от места, где сегодня скульптурная композиция «Жажда».

Мнение специалиста

Семён ПОДОКШИН, доктор философских наук, кандидат исторических наук:

- На протяжении 1595-1596 годов униатская деятельность дала определенные результаты. Ее сторонникам удалось подчинить своей власти многих священников, притянуть на сторону унии несколько десятков шляхетских семей. Значительный акцент Потей делает на разворачивание униатской системы образования, воспитание священников «новой генерации». Берестейскую православную братскую школу он превращает в униатскую семинарию, сделав в ней преподавателем доктора богословия Петра Аркудия, ученого униата, по происхождению грека, воспитанника римской коллегии.

С большой энергией Ипатий Потей боролся с противниками унии на сеймиках, сеймах, трибуналах. Уже в 1596 году православная шляхта обвиняла Владимирского и Берестейского владыку в тирании. Волынские сеймовые послы выступили с предложением лишить Потея всех церковных должностей. Но его поддерживали король, католические епископы, некоторые светские феодалы.

Историческая хроника

1596 год

На Берестейском православном соборе принято решение просить папу римского о переходе православной церкви под юрисдикцию папского престола.

9 октября 1596 года

Оглашение в Берестье акта о принятии церковной унии, вошедшей в историю как Берестейская.

1597 год

Передача Берестейской православной братской школы униатам.

Конец XVI века

На городской ратуше в Берестье установлены часы.

1598 год

Создана Берестейская экономия.

1 октября 1600 года

Бракосочетание княжны Софьи Юрьевны Слуцкой (впоследствии причислена к белорусским святым) с князем Янушем Радзивиллом по православному обряду в одном из соборов Берестья.

1604 год

В Берестье обосновываются члены католического ордена бернардинцев.

1610 год

Брестским каштеляном назначен Иван Мелешко, известный своими выступлениями против польских феодалов в Великом княжестве Литовском.


2660
0
Меня это радует (11.1%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (83.3%)
Меня это злит (5.6%)


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В 1935 году в польском Бресте (в то время Брест-над-Бугом) была издана книга «Путеводитель...
4960
В октябре 1830 года император Николай I утвердил план строительства Брест-Литовской...
2890
Ирония судьбы: Брест, разоренный войной 1812 года, стал средоточием литературных талантов....
5354
Во время войны 1812 года Брест несколько раз переходил из рук в руки противоборствующих...
5690
Сколько денег вы тратите на подготовку одного ребенка в школу?







Ответить
Как вы готовите ребенка в школу?










Ответить