22 сен / 2018
22 сен / 2018
БРЕСТ
10°
БРЕСТ
10°
БРЕСТ
10°
Бывший брестский «ИЛ» обретет новую стоянку под Минском

19 марта 2018

Современные дети, глядя на площадку у спорткомплекса на ул. Гаврилова, видят лишь пустующую местность с признаками разрушенного детского городка. Но совсем другими глазами на эту площадку смотрят дети 80-90-х. Ведь на территории, где сейчас выщербленная плитка, - еще менее 10 лет назад стоял настоящий самолет, гордость советской пассажирской авиации - «Ил-18». Это была местная достопримечательность, внутри которой действовал музей космонавтики. Но пожар, случившийся в салоне в 2003 году, перевел «Ил-18» в статус «бесхозного». Спустя 6 лет самолет демонтировали и увезли из города над Бугом в Музей авиационной техники, основанный на базе Минского аэроклуба имени С.И. Грицевца ДОСААФ в поселке Боровая. Как сейчас выглядит и «поживает» брестский самолет, выясняла журналистка «Вечерки».

Новости Бреста

«Внутри сохранность нулевая»

Музей авиационной техники располагается в нескольких километрах от Минска. Здесь, в Боровой, на одной площадке собраны 37 самолетов и вертолетов разных лет выпуска. Специалист музейного сектора, летчик-спортсмен Минского аэроклуба Сергей Юхневич проводит к одному из самых габаритных экспонатов - нашему «земляку» 36-метровому 4-моторному самолету «Ил-18»:

- Это наша гордость - один из первых «Ил-18» в мире и единственный сохранившийся в Беларуси. Самолет привезли в музей из Бреста в 2009 году. Для транспортировки пришлось его порезать на части. А здесь, в музее, «Ил-18» собрали, восстановили и покрасили.

Со времен Бреста крылатая машина значительно видоизменилась. Серебристая краска, которой в 2009 году была выкрашена практически вся обшивка самолета, теперь покрывает только днище основного корпуса и плоскости крыла. В остальном самолет «облачен» в белый цвет. Крупными синими буквами нанесена надпись «Аэрофлот». Утверждается, что тем самым технике вернули первоначальный вид, который она имела в год выпуска - в 1961 году.

- А что же внутри самолета? - интересуюсь у Сергея Юхневича.

- Ничего. Самолет в Бресте сохранился плохо. Он пережил пожары, выходки вандалов... Внутри сохранность экспоната нулевая. Из элементов есть разве что несколько шкафов для обрудования.

«Вывезли тонну мусора из самолета»

Доставка из Бреста в Минск «Ил-18» - работа трудоемкая. Самолет не только очень габаритный, но и тяжелый. Только одна лопасть винта весит 110 кг. Основатель музея и директор Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский (родом из Дрогичинского района) хорошо помнит все обстоятельства:

- Тележку для самолета пригнал из Смоленска, потому что в Беларуси не было приспособления для такого груза. Мы вынуждены были разделить «Ил-18» на части. Я отправил из Минска в Брест машину со всем необходимым оборудованием, чтобы обезопасить разборку самолета. Снимали киль, обе плоскости крыла (а размах крыльев у «Ильюшина» - 37,5 м), а также пришлось отрезать на 5 метров заднюю часть фюзеляжа, чтобы он мог вписаться в поворот на пересечении улиц Гаврилова-Московской. На главной дороге Бреста снимали линии электропередачи.

Новости Бреста

Перевезти самолет - полдела. Сборка авиатехники обратно и ее восстановление потребовали куда больших средств и времени. «Ил-18» был доставлен под Минск в мае 2009 года, а в июле состоялось торжественное открытие музея, когда самолет из Бреста наряду с другими экспонатами в целехоньком виде и со свежей краской встречал посетителей. Только и после этого работы по его восстановлению и реставрации шли на протяжении двух лет.

- Внутри, к сожалению, восстанавливать было нечего. Все уничтожил пожар. Вывезли из салона тонну мусора, - сокрушается Николай Мочанский.

Бой за каждый «МиГ»

Самолет «Ил-18» - не единственная техника с бывшей «пропиской» на территории Брестчины. Всего из области было привезено 22 летательных аппарата - 8 вертолетов и 14 самолетов. Среди них - «Миг-21», который ранее находился в деревне Малеч Березовского района, и «Миг-27», доставленный из Каменца. Сегодня эти экспонаты выглядят так, словно только вчера с завода. А вот Николай Петрович хорошо помнит (да и фотографии сохранились), в каком состоянии были раритетные машины.

- «Миг-27» в Каменце стоял в парке. Весь разбитый, ржавый, разрисованный... И нам его местные власти не хотели отдавать. «Ил-14» в Солигорске убрали из города на окраину, чтобы он там догнивал. Как только я приехал забирать технику, общество ветеранов воспротивилось этому. Зампредседателя райисполкома высказался, мол, платите нам деньги за летательный аппарат. Приходилось много раз, и не одному человеку, пояснять: либо этот самолет сгниет, либо он будет в музее. Чтобы восстановить авиатехнику, надо еще много денег вложить, - рассказывает Николай Мочанский.

Не просто было забрать в музей и брестский «Ил-18». Жители города возмущались и даже делали наклейки со словами «Куда уходит детство?» и обклеивали ими самолет. Увы, с 2003 года не нашелся, к сожалению, ни один бизнесмен или неравнодушный житель города, который взял бы на себя заботы о символическом объекте.

Новости Бреста

Пилотный проект

- Поддержки не было. Даже военные меня не понимали, когда я их просил помочь создать музей авиационной техники. Согласен был сделать его где угодно, лишь бы сохранить технику. Потому что в то время она резалась, уничтожалась - превращалась в металлолом. Идею создания музея выдвинул еще в 1998 году. Но никто меня на тот момент не поддержал, - рассказывает Николай Мочанский.

Невзирая на сопротивление, Николай Петрович постепенно начал собирать раритетную технику. На базе аэроклуба вместе с главными своими помощниками Анатолием Купреевым и Виктором Саковичем (тоже уроженцем Дрогичинского района) восстанавливали самолеты и вертолеты. Все это делалось за счет аэроклуба и спонсоров, собственно, как и сейчас. Как утверждает Николай Мочанский, в музей не вложено ни одного бюджетного рубля:

- Мы «Як-25» восемь лет восстанавливали, потому что денег не было. Собрали средства на банку краски - частично покрасили. Но я был уверен, что музей - это хорошее и нужное дело. И вот оно дало свои результаты.

Сегодня музей часто наведывают туристы и международные делегации. Ежегодно посещаемость увеличивается на 60 %.

«Ил-18» ждет новый переезд

Минский аэроклуб в 2021 году полностью сменит «место жительства». Из поселка Боровая переместится в поселок Липки (под Минском), где находится обновленный аэродром. Здесь уже построен современный комплекс Минского аэроклуба ДОСААФ, на базе которого обучают летчиков и парашютистов. В Липках полностью реконструированы взлетная полоса и площадка для вертолетов. В планах - построить кафе, гостиницу для летного состава и установить мемориальную доску в честь военных летчиков. На эту авиабазу, опять же построенную за счет спонсоров и средств аэроклуба, переместится музейный арсенал. И вновь каждый экспонат будет проживать процесс разборки-сборки.

- При необходимости выполним восстановительные работы. По их окончании в специальном ангаре посетитель музея сможет посидеть в кабине самолета или вертолета и почувствовать себя настоящим пилотом, - делится планами Николай Мочанский.

Остальные экспонаты, расположенные на улице, будут подсвечиваться. Перевозить экспонаты музея на новое место начнут уже с этого года.

ФОТО: Николая Чеберкуса, Светланы Яценюк и из архивов музея

3114
7
Меня это радует (30.4%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (52.2%)
Меня это злит (17.4%)

Алекс
27.03.2018 19:54
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Ворчун
Это делают такие же пособники, как и на советской в старых домах - старая отработанная схема.
Власть оворачивается,намекает, что делать, провоцирует ассоциальные элементы к загаживанию и воровству на нужном объекте. Объект приходит в значительную негодность. "Объявляется неожиданно" новый хозяин, берет по сниженной цене и - наводит красоту - сразу позитив радость и всеобщее веселье и похвалы в адрес "щедрого благодетеля".
Коррупция - это не 10 долларов инспектору Гаи или врачу.
ворчун
20.03.2018 15:29
ответить ответить с цитатой
А что это за двойник у меня объявился? Свое придумать не хватает фантазии?
Егор Р.
20.03.2018 11:48
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Ворчун
Так это не к брестчанам вопросы, а к администрации города: почему не заботились о музее на должном уровне. Если не охранять, к примеру, Музей спасённых ценностей, я первым пойду тащить из него к себе домой картины, иконы, скульптуры и ювелирные украшения. Потому что растащат другие или просто сожгут бездомные или подростки из неблагополучных семей, как, к слову, и было с этим самолётом.
Ворчун
19.03.2018 23:07
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Егор Р.
Не растаскивают, а спасают ценности от разграбления. По фото видно как местным нужен был самолёт: пожары, вандализм, граффити.
свистулькин
19.03.2018 22:29
ответить ответить с цитатой
Что имеем – не храним, потерявши – плачем…
Гость
19.03.2018 16:52
ответить ответить с цитатой
Установите Ту-154, или другой самолёт из Советской классики! Людям важно это место, как место встреч, как память.. И детский городок требует реогранизации, и полного переосмысления. Простым обновлением парка детских каруселей тут дело не обойдётся..
Егор Р.
19.03.2018 13:46
ответить ответить с цитатой
В Бресте и так нет достопримечательностей, так ещё последние серебряные ложечки под грохот революции растаскивают.
К 1000-летию Бреста Национальный банк Республики Беларусь планирует выпустить памятную...
1103
Часть 1 Ш ансов удержать район у немцев не было. Фронт катился, советских войск...
5657
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в государстве возобладали идеи...
3236
Мой брестский знакомый Влад Бородкин - истинный сторонник перестройки, свято поверивший...
4116
usd 2.07 2.1
eur 2.43 2.47
rur 3.08 3.16
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить