Грузовики хорошо, но после войны где напасешься. А подвоз был нужен – хоть ремонтирующим, хоть строящимся. Те же дрова доставить со склада гортопа. Добрую пятилетку, а то и больше в послевоенном Бресте не сдавала позиций услуга конной доставки грузов. Держатели грузовых лошадей были сродни балагулам – ломовым извозчикам польского времени. У тех были могучие кони с широкой грудью и мощными мохнатыми ногами – битюги.
Евгения Семеновна Горецкая поведала, что в ее детстве мощных лошадей называли огерами (по-татарски жеребец). Дядя рассказчицы Степан Николаевич Григович из Чернавчиц держал в хозяйстве ломовую кобылу, которая каждый год приносила одного-двух жеребцов. Дядя выводил их на скотской рынок, и красавцев мигом покупали. Рядом, между рынком и «гуртовней желяза» еврея Хары, стояли в ожидании клиентов ломовые извозчики.
После войны в Бресте появились першероны – порода лошадей весом в тонну. Шестилетний пацанчик Вова Морозов шел с мамой в районе старого аэропорта и, увидев пасущихся на лугу могучих коней с седой гривой, помчался к ним. Мать замерла в испуге, а он вцепился в хвост, выдергивая волос – старшие мальчишки с таким брали «на слабо». Конь не то брыкнул, не то поднялся на дыбы, а малый остался стоять между ногами – чуть в сторону, и не было бы у меня рассказчика.
Из протокола заседания горисполкома от 31 июля 1945 года: «Просить облисполком выделить для скорой медицинской помощи две автомашины с обеспечением их горючим и две лошади с выездом».
Из протокола заседания от 25 декабря 1945 года:
«Ставки сбора с владельцев транспортных средств установить:
а) автомобили и моторные лодки – 20 р.
б) мотоциклы – 10 р.
в) велосипеды – 10 р.
г) лодки и ялики (используемые для перевозки людей) – 40 р.
в остальных случаях – 10 р.
д) паромы, грузовые лодки, яхты – 75 р.
е) лошади – 200 р.»
Решение горисполкома от 23 июля 1946 года:
«В результате паспортизации конского поголовья из 362 лошадей, числящихся в городе, таковую прошли 309. Безответственное отношение руководителей некоторых организаций к конскому поголовью, недостаточный уход, заболевания, отсутствие кормов привели к истощению лошадей, и в первой половине 1946 года пали: в военторге – 18 лошадей, в ОРС ДН-2 – 12, в облстройтресте – 12, в горкомхозе – 13. Прокурору города т. Сергиенко поручено расследовать причины такого падежа.
Обязать зав горветлечебницей т. Иванова принять немедленно меры к излечению больных чесоткой лошадей, систематически не менее 1 раза в месяц производить ветеринарную проверку».
Две недели спустя, поостыв или по иронии, рассмотрели вопрос о мероприятиях по улучшению заготовки кожсырья. «Все подсобные хозяйства организаций и предприятий обязаны сдавать в пункты заготсырья все шкуры, полученные от убоя и падежа незаразных заболеваний лошадей, овец, коз, свиней. Кожсырье должно сдаваться не позднее 10 дней с момента съемки шкуры».
25 марта 1947 года:
«Обязать зав городской ветлечебницей т. Иванова А.Ф. провести на территории Бреста проверку лошадей на заболеваемость сапом и случной болезнью. Проверку производить на территории горветлечебницы по Кирова, 32. Лица, уклоняющиеся от доставки лошадей для проверки, будут привлечены к ответственности».
Василий САРЫЧЕВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.