14 июл / 2020

В поисках утраченного времени. Сергей Смирнов. Андрей

Проект "В поисках утраченного времени"

31 мая 2020

Часть 1. Крепость Смирнова. Часть 2. В поиске героев. Часть 3. Самоизоляция на острове Пограничном.

Новости Бреста

Мы не можем доподлинно знать, что из сделанного окажется в жизни самым значимым. С Сергеем Смирновым вроде понятно - принесшая славу книга. При этом писатель оставил величину, не уступающую в масштабе собственным достижениям. Андрей Смирнов, не эксплуатируя славу отца, а действуя часто наперекор, шагнул дальше, дав впитанному в детстве творческое преломление.

Его фильм об обыденной жизни постаревших фронтовиков глубоко потряс зрителя. Сюжет - грустная встреча бывших однополчан, простившихся летом 1945 года на Белорусском вокзале, - родился у Андрея из виденного дома, куда ветераны из самых разных мест ехали к отцу выговориться, быть услышанными.

Татьяна Михайловна Ходцева, вхожая в семью Смирновых, помнит: младший Котька был такой пухленький мамин сынок, а Андрей - колючий, сухой, поджарый, внешне очень похож на отца. Рано ушел из семьи на свои хлеба и унес право на собственные шишки.

«Отец как-то сказал мне: артист - не профессия для мужчины, - вспоминал Андрей. - И если идти, то не в театр, а в кино, и не актером, а режиссером. Следуя его совету, я в 1958 году пришел во ВГИК - Всесоюзный государственный институт кинематографии - и увидел, что туда поступают взрослые дяди. Мне было семнадцать лет, но поступить удалось, и я сразу увидел огромный культурный разрыв между собой и требованиями, которые предъявлял ВГИК. Пришлось много читать, срочно засыпать эту пропасть. Отец был сознательный коммунист, и я вышел из школы готовым Павликом Морозовым.

Но ВГИК повлиял на мое мировоззрение, не мог не повлиять. И вот я снял фильм «Ангел» по повести Юрия Олеши. Нормальный вроде бы фильм про очень симпатичного красного командира и крестьян, которые пошли в банду Петлюры. Но в картине были немного сдвинуты акценты: гражданская война показана не как борьба хороших с плохими, а как трагедия для тех и других. Фильм лег на полку на двадцать лет. Отцу попытались поставить на вид: как ты сына воспитываешь. На что он разгневанно сказал: пока он жил у меня дома, он был секретарем комсомольской организации, а после вашего ВГИКа стал снимать такую мерзость».

Институт кинематографии снял сыну шоры, открыл критический взгляд, без которого невозможно честное искусство. Андрей не был прямым диссидентом, но мыслил иначе, все подвергал сомнению, никак не положенному сыну руководителя московской организации Союза писателей, по поводу чего у них с отцом случались непростые разговоры. У Андрея был свой творческий путь, углублявший сделанное отцом, и Сергей Сергеевич не мог этого не оценить.

В «Белорусском вокзале» фронтовики показаны не культовыми героями, а живыми, мятущимися людьми. Когда на студии спохватились, было поздно. Перед сдачей настроение у начальства было похоронное. На редактуре Госкино главный редактор сказала: «Обсуждений не будет. Картина сложная, пусть решает руководство».

Фильм собирались положить на полку, но случайно, по недосмотру кто-то послал его на дачу Брежневу, а генсек прослезился, и это стало знаком. Картине присвоили высшую прокатную категорию и выдвинули на Госпремию. На первом большом просмотре в Доме кино на финальных титрах зал, больше тысячи человек, поднялся с мест и устроил 15-минутную овацию.

Молодому режиссеру была уготована счастливая судьба, но вмешался случай. Примерно тогда, весной 1971 года, в Кремлевском дворце проходил очередной съезд КПСС, и на показе для делегатов кто-то из представлявших картину сказал, что ее сняли специально к высшему партийному форуму. Андрея пригласили на сцену, и черт дернул за язык: ни при чем дата, это скорее съезд подоспел к фильму. Вопрос о Государственной премии закрылся.

Сергей Сергеевич рассказал Ходцевой интерпретацию чуть другую, а может, имели место оба случая. «Белорусский вокзал» стал вторым фильмом после «Броненосца Потемкина», который у СССР закупила Америка. Режиссера неожиданно подняли на каком-то кинематографическом форуме: «Слово предоставляется Андрею Смирнову, который на основе социалистического реализма создал блестящий фильм». Андрей, человек ершистый и независимый, возьми и возрази, что никакого соцреализма не применял, это фильм про людей, которых встречал в отцовском доме.

Такие заявления без внимания не оставляли. Сергея Сергеевича вызвали на беседу и поинтересовались, как же он воспитал сына, прилюдно отказывающегося от социалистического реализма.

Дома они, конечно, сцепились, Сергей Сергеевич искренне верил идеалам коммунизма, да и должность не позволяла считать иначе. Но Андрей был гусь еще тот, отцовские проработки его не трогали. Спорили на равных, что в творческих вопросах, что в идеологических. Но когда остывали, приходили к миру. Им было интересно вдвоем. «Старик» - было у них друг к другу обращение.


3107
0
Меня это радует (9.1%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (90.9%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Часть 1. Крепость Смирнова . Часть 2. В поиске героев . Часть 3. Самоизоляция на острове...
2134
Часть 1. Крепость Смирнова . Часть 2. В поиске героев . Часть 3. Самоизоляция на острове...
3540
Часть 1. Крепость Смирнова . Часть 2. В поиске героев . Часть 3. Самоизоляция на острове...
4825
Часть 1. Крепость Смирнова . Часть 2. В поиске героев . В есной 57-го Сергей Смирнов...
7216
Работаете ли вы по полученной специальности/по одной из?









Ответить
Вы планируете покупать электромобиль в ближайшей пятилетке?







Ответить