В начале нынешнего года брестчанин Виталий Михальчук и поляк Лука Гайдученя совершили в Люблине уникальную находку. В библиотеке Митрополитальной римо-католической семинарии в Люблине (Польша) они обнаружили Ирмологий – уникальный и единственно сохранившийся документ древнего Брестского Свято-Симеоновского монастыря (он находился на территории Волынского укрепления Брестской крепости). К Дню города получилось интересное продолжение.
Открыли церковную завесу
Лука Гайдученя руководит в Польше мужским церковным хором «Катапетасма». Энтузиаст тщательно проштудировал Ирмологий, «расшифровал» старые ноты, и началась большая работа. Запись представляет собой 70 минут одноголосной музыки, так называемой монодии, когда все участники хора поют в один голос. Это древние распевы – киевские, греческие, болгарские, которые на протяжении пятисот лет были основным языком музыкального выражения православной литургии (богослужения в церкви). Именно в этот пласт вошли произведения из найденного Брестско-Яблочинского Ирмология – уникальной музыкальной рукописи древнего Бреста.
– Запись сделана впервые! Это огромное событие для всей брестской культуры! – не сдерживает эмоций Виталий Михальчук. – Все остальные произведения, которые вошли в диск, также иллюстрируют традиции православного пения, которые жили на Брестчине. Брестский Свято-Симеоновский и Яблочинский Свято-Онуфриевский монастыри по обе стороны Буга брестчане всегда считали своими святынями, совершали паломничества… Поэтому воссозданные музыкальные записи – сохраненный островок духовной культуры старого утерянного Бреста. И сейчас все это богатство можно услышать!
Чуть подробнее о находке. В фондовой записи манускрипт называется «Книга Брестского Симеоновского монастыря». Священники и специалисты знают ее как Ирмологий (Ирмологион, Ирмолог). В данном случае он относится к категории нотно-линейных Ирмологионов Речи Посполитой. Это богослужебная «тетрадь» предположительно первой половины XVIII века, которая содержит нотные записи, предназначенные для пения в церкви. Аккуратно выписанные каллиграфическим почерком старые «квадратные» ноты с интересом расшифровали специалисты. И им захотелось петь!

34-летний Виталий Михальчук и 35-летний Лука Гайдученя ныне вместе грызут «гранит науки» в Польше. В. Михальчук – преподаватель Варшавского университета, факультета «Artes Liberales» (свободных искусств). Готовит к защите докторскую диссертацию. Л. Гайдученя – докторант того же Варшавского университета, сын православного священника из г. Торунь. Окончил православную семинарию в Варшаве, Варшавскую и Лондонскую консерватории, богослов и музыковед.
К слову, о названии хора. Катапетасма – это церковная завеса или занавес в храме. Она находится за Царскими вратами со стороны алтаря, закрывается и открывается в ходе богослужения. Можно сказать, что молодым людям – белорусу и поляку – удалось ее приоткрыть.
Брестский «акцент» святого Афанасия
Презентация диска с концертом состоялась в Польше 23 июля. «Яблочинский триптих» разделен на три части, которые соответствуют трем стилистическим эпохам в музыке, архитектуре и живописи. По словам В. Михальчука, они обозначили всю восточнохристианскую культуру в Речи Посполитой. В свое время были камертоном стиля. Первая часть показывает самую раннюю историю, особый пласт музыкальной культуры XVI века. Вторая посвящена православному барокко XVII века. В ней представлены очень редкие песнопения – духовные канты. И самое главное – впервые исполняется кант святого Афанасия Брестского в «правильной» музыкальной стилистике. Лука Гайдученя заново расшифровал и «гармонизировал» уникальное произведение, которое самый известный брестский игумен написал в Варшавской тюрьме на свои стихи. Предположительно, это случилось в 1643-1645 годах.
– Важность данного события сложно переоценить, – вторит Виталий Михальчук. – Записанный диск, данные произведения – это духовный памятник городу над Бугом и его небесному покровителю Афанасию Брестскому. Как видим, музыка для него была чем-то очень важным. Это такой особенный брестский «акцент» в данной работе.
Третья часть диска – музыкальные произведения и напевы XIX-XX веков и до современности. Они используются и сейчас. Плюс авторские творения самого Луки Гайдучени, которые показывают его тонкое музыкальное чутье, создают необычный синтез от древней канвы до авангарда.
Как говорилось, запись демонстрирует всю 500-летнюю историю и традиции церковной музыки и музыкальной культуры Брестского Свято-Симеоновского и Свято-Онуфриевского Яблочинского монастырей. Их разделяло всего 30 километров. Отрадно, что нынешний настоятель Яблочинского монастыря архимандрит Петр Давидюк всецело поддержал идею.
– Диск «Яблочинский триптих» – это необыкновенный музыкальный и историко-культурный проект, – заканчивает рассказ уроженец Бреста В. Михальчук. – Он знаменателен для нас по многим причинам. Прежде всего это окно в музыкальную культуру нашего города, в традиции православной церкви и культуру наших предков. Это посвящение древнему утерянному Бресту, который теперь оживает в музыке. К слову, к диску прилагается книжечка, которая описывает его концепцию и историю всех записанных произведений. Это очень удобно и познавательно.
…Летом нынешнего года планировалось сделать презентацию названного музыкального диска и в Бресте. А также вживую исполнить уникальные произведения. Возможно, в День города. К сожалению, планы спутала пандемия, однако отказываться от такой смелой задумки энтузиасты не собираются. Эта музыка жила и будет жить вечно на берегах Буга, уверены они, сколько бы лет не прошло!
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.