15 ноя / 2019

Розовые очки – в сторону. Записки на полях IV Национального форума «Музеи Беларуси»

14 октября 2019

Музейный форум проходил в Бресте впервые и собрал 126 участников-представителей национальных, республиканских, областных, районных и школьных музеев. А также туристических фирм и компаний, задействованных в музейной индустрии. Гости прибыли из восьми стран: Беларуси, России, Украины, Польши, Германии, Латвии, Армении, Китая. Большой легкоатлетический манеж был заполнен под завязку.

Новости Бреста

Креативно рекламировали музеи утюга, Белки, можно было попробовать вкусных конфет из вишневой столицы Беларуси, прикоснуться к тополю Янки Купалы... Глаза разбегались от артефактов и современных активностей.

Но виртуальные очки не заменят живой работы с посетителем. Тема форума звучала так: «Музей: наука, инновации, коммуникация». Сегодня недостаточно быть хранителями фондов, чтобы в музей шли и ехали люди издалека, возвращались еще и еще раз. Поэтому развернулась горячая дискуссия во время деловой программы. Приводим самые  интересные моменты.

«Мы первый музей в Москве, кто установил ресепшн»

Советник министра культуры Российской Федерации по вопросам музейного сотрудничества, генеральный директор Российского национального музея музыки (Москва) Михаил Брызгалов:

Новости Бреста

С недавнего времени почти во всех вузах стали преподавать этот не всем понятный предмет: менеджмент. Я также заведую кафедрой музейного дела Московского государственного института культуры. И мы также преподаем этот предмет студентам. Что же такое менеджмент в музее?

Стоит вспомнить нашу работу лет десять назад. Музеи были достаточно закрытыми учреждениями. Зачастую посетители отвлекали сотрудников от очень важных дел... Что изменилось? Да изменилось всё! Мы находимся в жесткой конкурентной борьбе со всем, что нас окружает: спортивными и ночными клубами, торговыми центрами и многим другим. Идет ежедневная борьба за посетителя. Да, есть музеи, куда и в жару, и в мороз стоят очереди. Но таких не много.

Важна система управления. У нас она достаточно жесткая. Весь документооборот - в электронном виде. У нас практически нет бумаг. Я могу подписывать документы где угодно и когда угодно: в самолете, поезде, машине, находясь в Беларуси. Все сотрудники делают точно так же с помощью своих мобильных телефонов.

Рассказывать и еще раз рассказывать

Работаем три дня в неделю с удлиненным рабочим графиком. Все праздники и выходные - наши. Основная формула заключается в том, что мы каждый день должны о себе рассказывать. Мы первые ввели онлайн-трансляции на всю страну. В таком же режиме организовали вопросы-ответы со спикерами. Нас смотрят десятки тысяч людей. Все поняли, какой это большой потенциал.

Наш музей хранит миллион экспонатов, является самым крупным музеем музыки в мире. Дает около 600 концертов год. Общее число выставочных проектов в музее и за его пределами - около полусотни в год. На них мы представляем более 20 тысяч предметов коллекции.

И еще. Приходя в музей, люди должны понимать, что мы их там ждем. Наш музей первый, кто установил на входе ресепшн. Все говорили: ну что вы превращаете музей в отель?.. А мы поставили администратора. Он рассказывает все, как только гость открыл дверь. На все вопросы отвечает не кассир (он не может и не должен все знать), а администратор. Он встречает, выдает программу, объясняет, куда и как пойти. Это важно.

Работники культуры - народ скромный. А нужно много о себе рассказывать. Люди, которые идут мимо вашего учреждения, поверьте, не знают, что там находится. Прежде чем делать выставку композитора (любого), нужно о нем рассказать. Поэтому мы ежедневно, несколько раз в день (!) даем новости музея во все социальные сети. Я лично три года веду ежедневную радиопередачу. В течение 4 минут утром и вечером рассказываю об одном музейном экспонате. На сайт представляем его фото, подбираем соответствующую музыку. И эта программа набирает высокие рейтинги. Раньше делали получасовые интервью, беседы с директорами, но от этого ушли. Если раньше музей был для специалистов, то теперь мы говорим, что наш музей - для всех.

Что такое клякса?

Георгий Василевич (РФ), директор Пушкинского музея-заповедника «Михайловское» (Псковская область, Пушкиногорский район), лауреат госпремии РФ.

Новости Бреста

- Как бы старомодно ни звучало, но главная задача музея - это воспитание своих посетителей. Я говорю это совершенно серьезно. Хотя в голову приходят смешные случаи. Например, у нас есть удивительное движение музейных помощников, или пушкинских доброохвотов. То же самое, что волонтеры. Однажды к нам приехала группа помощников. Самому младшему из них было... три месяца. Он «висел» на суку сосны, накрытый марлей, чтобы его не кусали комары. А все остальные трогательно ему «кланялись», как маленькому богу, и шли работать.

Приезжают городские ребята. У каждого - современный айфон. Но вот беда. Долгое время в окрестностях музея не было хорошей мобильной связи. И все эти айфоны и планшеты становились ненужными. И со временем молодые люди удивлялись тому, что, оказывается, есть о чем поговорить со сверстниками и взрослыми. И спустя две недели они уезжали другими людьми. С ними легче было работать. И это тоже часть нашей просветительской работы.

В общей сложности у нас более тридцати действующих музейных программ. Многие из них проходят за пределами музея. Кто из вас в последний месяц писал гусиным пером? Обычно статистика стабильная - один человек на большой зал. Однажды мы долго пытались объяснить юному посетителю, что такое клякса. И не смогли... Зачитывали поэтические строки, рисовали шариковой ручкой, показывали мультик... Но ему все равно было непонятно. Пришлось завести класс письма. И теперь даем в руки гусиные перья, учим писать и чинить их, рассказываем об истории возникновения письма. Все вылилось в довольно увлекательное действо. С него уходят неохотно. Я уже не говорю о том, как фантастически красиво многие пишут перьями!

...Однажды в Швеции наши сотрудники попали в сложную ситуацию. Они не очень хорошо говорили по-английски, а хозяева и другие гости не могли связать двух слов по-русски. И тогда они предложили на бумаге шариковой ручкой написать любимые поэтические строки... В итоге мы создали прекрасную выставку. Теперь практикуем такие занятия у себя в музее и за границей, и они пользуются огромным успехом.

Несколько лет подряд ведем специальную программу в детско-юношеском лагере «Кот и дуб». Школьники делают стенгазету, рисуют, гуляют по пушкинским местам и окрестностям. Каждый может насладиться этим красивым местом, воспетым великим поэтом. И всегда это есть путь от себя к себе. От заложенных в человеке талантов к их осуществлению.

Александр Суша, заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси, кандидат культурологии:

- Преимущество Брестской Библии в том, что это позитивный пример, положительный памятник культуры. Соответственно он привлекателен и интересен. И очень важно использовать этот бренд. Он поможет музею развить основную деятельность. Брестская Библия действительно шедевр белорусского книгопечатания, книжной культуры. Просто очень красивый памятник. Самая дорогая, самая большая книга Беларуси на протяжении многих веков. И грех к ней не обращаться в своей работе.

Во-первых, сделать узнаваемым памятник (в данном случае Библию), а через него сделать узнаваемым музей. В итоге появится много партнерских организаций по всему миру. Наверняка вы получите государственную и негосударственную поддержку, придут спонсоры. Будет прекрасный общественный резонанс. Все это дает аудиторию и привлекает внимание. Сами горожане начнут позиционировать себя через этот и другие символы. Белорусам и брестчанам есть чем гордиться. И такие проекты еще раз всем нам об этом напоминают. Я это знаю на примере работы Национальной библиотеки. Выставку «Беларусь и Библия», где был показан оригинал Брестской (Радзивилловской) Библии, у нас посетило 30 тысяч человек. И это только за месяц.

...Уровень работы музеев оценили экс-президент ICOM Ханс-Мартин Хинц (Германия), председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, белорусский историк Игорь Марзалюк и другие члены жюри.

 

Опубликовано в газете "Вечерний Брест" за 11 октября 2019 г. (№41). 

 

Фото Сергея Мощика


900
0
Меня это радует (33.3%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (66.7%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Она была организована администрацией Люблина (польского побратима Бреста) и Фондом...
370
Уникальный историко-культурный объект, аналогов которому нет в Беларуси, открылся 1...
714
Часть 1. Папа . Часть 2. Долгий Мост . Часть 3. Брат . Часть 4. Девушка созрела . Часть 5....
1069
За скромным названием таилось великолепное шоу, организованное в недавно обновленном...
790
Вы владеете недвижимостью?











Ответить