Жизнь мыслителя-атеиста, государственного деятеля и педагога оборвал топор палача, тело было публично сожжено. Но память о вольнодумце жива
Шляхтич по судьбе
Казимир Лыщинский родился 4 марта 1634 года, скорее всего, в имении Лыщицы (современная деревня в Брестском районе) в семье, имеющей старинные шляхетские корни. Его отец, Иероним Казимир, занимал важные административные посты в Бресте Литовском.
Казимир Лыщинский вначале учился дома, затем в приходской школе, после чего был отправлен в иезуитский коллегиум в Брест. Для того времени подобные коллегиумы давали хорошее образование. На младшем отделении (пять классов) изучались «семь свободных наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и два древних языка — латинский и греческий. Старшее отделение давало почти такое же образование, какое получали на философских факультетах университетов.
«Город превратился в пустыню»
После коллегиума Казимир Лыщинский предполагал начать духовную карьеру, но помешали кровавые события середины XVII века: восстание под руководством Богдана Хмельницкого, русско-польская, польско-шведская войны огненным валом прокатиись по нашим землям. По подсчетам историков, население, жившее на территории нынешней Беларуси, уменьшилось с 2,9 млн до 1,4 млн человек.
Сильно досталось и Бресту. В ходе боев с казаками Б. Хмельницого, как сообщает русский дьяк Григорий Кунаков в 1649 году: «А Бресть Литовская ж разорена: на рынку лавок деревянных и каменных нет ни одной, и во всех дворех в воротах, и в хоромех двери и лавки и окна выломаны, ни одного двора целого нет». В мае 1657 года во время польско-шведской войны состоялся жесткий штурм Бреста войсками шведского короля Карла X Густава и семиградского воеводы Дьеры II Ракоши. Но в августе гетман Павел Сапега отбил город. А в 1660 году в ходе русско-польской войны князь Иван Хованский занял Брест и, как пишет русский историк С.М. Соловьев, «выжег его и высек». Все эти события привели Брест в упадок. Вот запись в одном из судебных документов: «В различные времена вследствие революции город пришел до крайнего разорения и опустошения, в остальном он очень пострадал от неприятеля. В то время одни мещане были убиты и уничтожены, другие разогнаны… Положение стало таковым, что город превратился в пустыню».
Выпускник иезуитского коллегиума также стал военным. Привилей короля Яна III, выданный К. Лыщинскому на должность брестского подсудка 3 мая 1682 года, свидетельствует: «…от юных лет своих как в коронном войске под знаменами прославленного покойного полевого писаря Ивана Сапеги постоянно пребывал, так после того в Литовских войсках с покойным князем подканцлером Великого княжества Литовского и войну Московскую, Шведскую и Венгерскую с пренебрежением здравия и пожертвования состояния своего». Возможно, участвовал К. Лыщинский и в боях за Брест.
От иезуита — к атеисту
В 1558 году Казимир Лышинский — студент Краковского иезуитского университета, затем — Калишской высшей иезуитской школы. После учебы он получил должность преподавателя, позже — помощника ректора иезуитского коллегиума в Бресте. А в 1666 году порвал с иезуитами, поселился в родовом имении Лыщицы, занимался хозяйством, основал там школу, где сам и преподавал. Он быстро завоевал авторитет в своей среде. Трижды брестская шляхта избирала его на общегосударственные сеймы Речи Посполитой (1669, 1672 и 1674 годы). Занимал должности подстолия мельницкого (1673 год) и подсудка Брестского (1682 год).
И одновременно писал свой трактат «О несуществовании бога» (!). И в своей школе, и в спорах со шляхтичами К. Лыщинский не скрывал своих атеистических взглядов. Он считал, что природа развивается по своим законам без вмешательства сверхъестественного существа, доказывал, что вера людей в Бога — результат их фантазий и ошибок.
Приговор — казнь
Подобных выступлений церковь не могла простить. Появился и реальный повод для расправы: его старый друг Ян Бжоска выкрал у Лыщинского его трактат. Может, потому, что задолжал соседу огромную сумму в 100 000 талеров, а долг отдавать не хотел? В 1687 году атеист был схвачен и предан церковному суду в Вильно. Вердикт — смерть. Но Лыщинский был шляхтич, приговор должен был утвердить сейм. На этом настаивала и брестская шляхта, считая, что духовный суд ущемлят права сословия.
На некоторое время К. Лыщинский был освобожден, но в январе 1689 года вновь арестован и доставлен на сейм в Варшаву. Духовная часть сейма высказалась однозначно за казнь. В светской части не менее трех депутатов (возможно, шесть) высказались против смерти атеиста. Увы, 28 февраля был вынесен вердикт: сожжение на костре. 28 марта приовор был зачитан узнику. Он не отрекся от своих убеждений, лишь попросил заменить сожжение на костре отсечением головы. Король, лично знавший К. Лыщинского, проявил эту «милость».
30 марта 1689 года состоялась казнь К. Лыщинского на старом рынке в Варшаве. Затем обезглавленное тело было вывезено за город и сожжено вместе с трактатом «О несуществовании бога» на костре, сложенном у дороги. Так закончился жизненный путь вольнодумца, посмевшего усомниться в устоях современного ему общества.
Мнение специалиста
Кандидат философских наук Екатерина ПРОКОШИНА, доктор философских наук Вячеслав ШАЛЬКЕВИЧ, из книги «Казимир Лыщинский»:
— Дошедшие до нас фрагменты сочинения «О несуществовании бога» свидетельствуют: мысли автора глубоки и оригинальны. В своих рассуждениях мыслитель приблизился к материалистическому и диалектическому объяснению окружающего мира. Оригинальность и цельность атеистической системы К. Лыщинского, последовательность и цельность атеистической системы К. Лыщинского, последовательность и независимость от теологических положений делают ее уникальной для своего времени.
Историческая хроника
Середина XVII века
Берестье в документах все чаще называется Брестом Литовским.
1660 год
Полное разорение Бреста войсками русского князя И.А. Хованского.
1665-1666 годы
Работа Брестского монетного двора.
1689 год
Казнь в Варшаве атеиста, брестского подсудка К. Лыщинского.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.