19 фев / 2019
Брестский Джордано Бруно. Берестейский шляхтич Казимир Лыщинский повторил судьбу легендарного итальянца

Проект "Мгновения спрессованы в года, мгновения спрессованы в столетия…"

14 августа 2018

Жизнь мыслителя-атеиста, государственного деятеля и педагога оборвал топор палача, тело было публично сожжено. Но память о вольнодумце жива

Новости Бреста

Шляхтич по судьбе

Казимир Лыщинский родился 4 марта 1634 года, скорее всего, в имении Лыщицы (современная деревня в Брестском районе) в семье, имеющей старинные шляхетские корни. Его отец, Иероним Казимир, занимал важные административные посты в Бресте Литовском.

Казимир Лыщинский вначале учился дома, затем в приходской школе, после чего был отправлен в иезуитский коллегиум в Брест. Для того времени подобные коллегиумы давали хорошее образование. На младшем отделении (пять классов) изучались «семь свободных наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и два древних языка - латинский и греческий. Старшее отделение давало почти такое же образование, какое получали на философских факультетах университетов.

«Город превратился в пустыню»

После коллегиума Казимир Лыщинский предполагал начать духовную карьеру, но помешали кровавые события середины XVII века: восстание под руководством Богдана Хмельницкого, русско-польская, польско-шведская войны огненным валом прокатиись по нашим землям. По подсчетам историков, население, жившее на территории нынешней Беларуси, уменьшилось с 2,9 млн до 1,4 млн человек.

Сильно досталось и Бресту. В ходе боев с казаками Б. Хмельницого, как сообщает русский дьяк Григорий Кунаков в 1649 году: «А Бресть Литовская ж разорена: на рынку лавок деревянных и каменных нет ни одной, и во всех дворех в воротах, и в хоромех двери и лавки и окна выломаны, ни одного двора целого нет». В мае 1657 года во время польско-шведской войны состоялся жесткий штурм Бреста войсками шведского короля Карла X Густава и семиградского воеводы Дьеры II Ракоши. Но в августе гетман Павел Сапега отбил город. А в 1660 году в ходе русско-польской войны князь Иван Хованский занял Брест и, как пишет русский историк С.М. Соловьев, «выжег его и высек». Все эти события привели Брест в упадок. Вот запись в одном из судебных документов: «В различные времена вследствие революции город пришел до крайнего разорения и опустошения, в остальном он очень пострадал от неприятеля. В то время одни мещане были убиты и уничтожены, другие разогнаны... Положение стало таковым, что город превратился в пустыню».

Новости Бреста

Выпускник иезуитского коллегиума также стал военным. Привилей короля Яна III, выданный К. Лыщинскому на должность брестского подсудка 3 мая 1682 года, свидетельствует: «...от юных лет своих как в коронном войске под знаменами прославленного покойного полевого писаря Ивана Сапеги постоянно пребывал, так после того в Литовских войсках с покойным князем подканцлером Великого княжества Литовского и войну Московскую, Шведскую и Венгерскую с пренебрежением здравия и пожертвования состояния своего». Возможно, участвовал К. Лыщинский и в боях за Брест.

От иезуита - к атеисту

В 1558 году Казимир Лышинский - студент Краковского иезуитского университета, затем - Калишской высшей иезуитской школы. После учебы он получил должность преподавателя, позже - помощника ректора иезуитского коллегиума в Бресте. А в 1666 году порвал с иезуитами, поселился в родовом имении Лыщицы, занимался хозяйством, основал там школу, где сам и преподавал. Он быстро завоевал авторитет в своей среде. Трижды брестская шляхта избирала его на общегосударственные сеймы Речи Посполитой (1669, 1672 и 1674 годы). Занимал должности подстолия мельницкого (1673 год) и подсудка Брестского (1682 год).

И одновременно писал свой трактат «О несуществовании бога» (!). И в своей школе, и в спорах со шляхтичами К. Лыщинский не скрывал своих атеистических взглядов. Он считал, что природа развивается по своим законам без вмешательства сверхъестественного существа, доказывал, что вера людей в Бога - результат их фантазий и ошибок.

Приговор - казнь

Подобных выступлений церковь не могла простить. Появился и реальный повод для расправы: его старый друг Ян Бжоска выкрал у Лыщинского его трактат. Может, потому, что задолжал соседу огромную сумму в 100 000 талеров, а долг отдавать не хотел? В 1687 году атеист был схвачен и предан церковному суду в Вильно. Вердикт - смерть. Но Лыщинский был шляхтич, приговор должен был утвердить сейм. На этом настаивала и брестская шляхта, считая, что духовный суд ущемлят права сословия.

На некоторое время К. Лыщинский был освобожден, но в январе 1689 года вновь арестован и доставлен на сейм в Варшаву. Духовная часть сейма высказалась однозначно за казнь. В светской части не менее трех депутатов (возможно, шесть) высказались против смерти атеиста. Увы, 28 февраля был вынесен вердикт: сожжение на костре. 28 марта приовор был зачитан узнику. Он не отрекся от своих убеждений, лишь попросил заменить сожжение на костре отсечением головы. Король, лично знавший К. Лыщинского, проявил эту «милость».

30 марта 1689 года состоялась казнь К. Лыщинского на старом рынке в Варшаве. Затем обезглавленное тело было вывезено за город и сожжено вместе с трактатом «О несуществовании бога» на костре, сложенном у дороги. Так закончился жизненный путь вольнодумца, посмевшего усомниться в устоях современного ему общества.

Мнение специалиста

Кандидат философских наук Екатерина ПРОКОШИНА, доктор философских наук Вячеслав ШАЛЬКЕВИЧ, из книги «Казимир Лыщинский»:

- Дошедшие до нас фрагменты сочинения «О несуществовании бога» свидетельствуют: мысли автора глубоки и оригинальны. В своих рассуждениях мыслитель приблизился к материалистическому и диалектическому объяснению окружающего мира. Оригинальность и цельность атеистической системы К. Лыщинского, последовательность и цельность атеистической системы К. Лыщинского, последовательность и независимость от теологических положений делают ее уникальной для своего времени.

Историческая хроника

Середина XVII века

Берестье в документах все чаще называется Брестом Литовским.

1660 год

Полное разорение Бреста войсками русского князя И.А. Хованского.

1665-1666 годы

Работа Брестского монетного двора.

1689 год

Казнь в Варшаве атеиста, брестского подсудка К. Лыщинского.


4729
1
Меня это радует (0%)
Мне все равно (14.3%)
Мне это интересно (85.7%)
Меня это злит (0%)

Владимир
26.08.2018 09:50
ответить ответить с цитатой
Он не прав, Бог есть!

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В 1935 году в польском Бресте (в то время Брест-над-Бугом) была издана книга «Путеводитель...
4406
В октябре 1830 года император Николай I утвердил план строительства Брест-Литовской...
2461
Ирония судьбы: Брест, разоренный войной 1812 года, стал средоточием литературных талантов....
4946
Во время войны 1812 года Брест несколько раз переходил из рук в руки противоборствующих...
5231
Кто в большей мере должен отвечать за безопасность детей в школах:









Ответить