Монастырь ценой в тонну золота
Монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в ХI веке во Франции, обосновался в Березе благодаря Казимиру Льву Сапеге – представителю знатного рода Великого княжества Литовского. Сапега был очень набожным человеком, потому ему пришлась по душе идея возвести монастырь для ордена картезианцев.
Джованни Батиста Джислени прославился как талантливый архитектор в Италии и Речи Посполитой, потому именно на него пал выбор проектировщика будущего монастыря. Под руководством этого эрудированного человека, который проявил себя не только как архитектор, но и как музыкант и декоратор, в 1648 году было начато строительство. Целых 40 лет понадобилось, прежде чем «братья» и «отцы» из ордена картезианцев поселились в Березе и был положен последний камень.

Монастырь-крепость построен в форме пятиугольника (пентагона) и занимал территорию 6,5 га. Заходишь через въездную браму, которая была реконструирована в 2015 году по рисунку Наполеона Орды, и взору открывается обширное ровное пространство. История донесла до нас, что на территории комплекса находились собственно сам монастырь, костел Святого Креста и часовня Св. Бруно. Кроме жилых корпусов имелись библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. Несмотря на духовный образ жизни монахов, комплекс был возведен с элементами оборонительного зодчества: имел звонницу, на ярусах которой располагались пушки, вокруг крепостных стен – широкий ров. В неспокойный XVII век монахи приняли все меры для своей безопасности, опасаясь своих закоренелых врагов – протестантов, а позже последователей Великой Французской революции. В отчете о строительстве монастыря, случайно найденном в куполе храма, фигурирует сумма в 300 тысяч червонцев, что было равно 1 тонне золота, которую потратили на возведение монастыря. В Березовском историко-краеведческом музее хранится макет, который может дать представление о том, как выглядело это архитектурное сооружение.

Монахи – хозяева города
Главной обязанностью послушников было переписывание книг. Печатный станок они не признавали. В начале XIX века библиотека Березовского картезианского монастыря считалась самой крупной в Гродненской губернии. В 1831 году в ней насчитывалось 2510 книг и манускриптов. Длительное время при монастыре существовали аптека, лазарет и «дом для бедных», где можно было получить не только медицинскую, но и социальную помощь.
Можно только постараться представить «отцов» картезианского ордена, проводивших дни напролет в темных, мрачных помещениях, в постоянных размышлениях и молитвах. Все необходимое для жизни: пищу, книги, одежду – монахи получали через специальное окошко рядом со входом в келью. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. На молитвы шли по специальным подземным переходам, которые сохранились до сегодняшних дней. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, и только в эти дни им разрешалось говорить. Стоит сказать, что монахи делились на «отцов» и «братьев». У последних жизнь была не настолько аскетичной, и они имели право заниматься хозяйством.

Облачившись в белые платья с капюшонами, монахи по звуку колокола начинали одновременно молиться, так что весь монастырь претворялся в единый акт восхваления славы Божьей.
В ХIX веке монастырь стал настолько крупным собственником, что в его владение входили кирпичные заводы, лесопилки, мастерские по производству черепицы и извести, кожевенный завод, мельницы и броварни. По сути весь город стал принадлежать монастырю, поэтому получил название Береза-Картузская. Впоследствии картезианцы так разбогатели, что городские магистры, мещане и обедневшие жители, нуждающиеся в деньгах, обращались к ним за денежными ссудами.
Картезианский монастырь имел колоссальное значение как культурный центр. Прежде всего, монастырь на свои деньги содержал в Березе школу, которая с перерывами просуществовала с 1786 года до закрытия Березовской картузии в 1831 году.

Молодожены едут. А туристы?
Монастырь подвергался нападению и разрушению во время войн: русско-польской, русско-шведской, Северной и войны 1812 года. В 1831 году обитель была закрыта из-за участия монахов в восстании 1830-31 годов против царской России. Под предлогом участия монахов в восстании царское правительство 28 августа 1831 года закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей. В 1866 году в Березу прибыл на постоянное расквартирование 151-й Пятигорский пехотный полк. Чтобы выстроить для солдат казармы, приказано было разобрать костел на территории картезианского монастыря. В свое время костел был сооружен из хорошего красного кирпича, и казармы получили название «красных». Они сохранились до наших дней, и их так и называют: «красные казармы».
От былого величия монастыря сегодня остались руины, которые постепенно приходят в упадок. До наших дней сохранились лишь фрагменты комплекса: брама, башня-звонница, корпус госпиталя часть стены с одной из угловых башен. Но даже те руины, что мы можем видеть сегодня, поражают своим величием и позволяют представить впечатляющие масштабы и мощь монастыря. Брама сегодня является символом Березы – она изображена на гербе города.
В Березовском историко-краеведческом музее хранятся различные экспонаты, найденные во время раскопок на территории бывшего монастыря. Наиболее интересным экспонатом музея, связанным с историей монастыря картезианцев, является чудом уцелевшая деревянная фигура одного из апостолов – святого Павла, найденная в 1990-х годах. Говорят, что раньше алтарь костела монастыря украшали 12 деревянных апостолов. Всего сохранились три такие

Деревянная фигура апостола Иоанна была найдена в мусоре разрушенного костела монастыря и почти сорок лет хранилась в доме пенсионеров из деревни Новоселки. Позже фигуру апостола передали в костел города Березы. Деревянная фигура апостола Луки находится у березовского коллекционера.
Хочется сказать, что по красоте дизайна архитектуры Березовский монастырь картезианцев был внесен во Французскую энциклопедию искусств, а также занесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и находится под охраной государства.
Руины березовского картезианского монастыря – излюбленное место свадебных фотосессий молодоженов. Спустя века это место остается востребованным, влечет к себе туристов, художников, искусствоведов, историков. На данный момент комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, ведь тогда бы он мог стать туристической жемчужиной не только Березы, но и всей Беларуси.
АНАСТАСИЯ ПРАВДИК
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.