Монастырь бернардинцев существует с 1605 года. Костел Св. Дороты и деревянный монастырский корпус при нем были основаны епископом Луцким, Плоцким и Краковским Мартином Шишковским. Среди фундаторов (жертвователей) был Лев Сапега. Первоначально деревянные постройки долго не просуществовали, и уже в камне костел, а позже и монастырские корпуса были отстроены после 1623 г. Новый каменный костел был освящен под титулом Иоанна Крестителя и Св. Анны и отстроен на пожалования Яна Голембского.
Как и подобный костел бернардинцев в Гродно, брестский храм представлял собой трехнефовую базилику с сильно вытянутым пресбитерием (алтарной частью), равным по ширине центральному нефу храма, стены были усилены ступенчатыми контрфорсами, с северной стороны к костелу примыкал незамкнутый двухэтажный монастырский корпус, включающий в себя часовню Св. Дороты (часть бывшего костела, включенная в объем нового комплекса при перестройке).
С южной стороны костела примыкала часовня Потеев, украшенная фигурным фронтоном, подобные украшали и монастырский корпус. Фасад костела имел трехъярусное членение с высоким фронтоном, украшенным скульптурами святых. После постройки рядом монастыря бернардинок ансамбль культовых сооружений бернардинского ордена формировал пространство городской площади Замухавечья.
Через два столетия, после ликвидации монастырей и перестройки их для нужд военного ведомства, бывшие монастыри бернардинцев кардинально перестраиваются и становятся сначала кадетским корпусом, а позже военным госпиталем. Причем для новых нужд требуется больше объема, и к бывшему монастырскому комплексу бернардинцев симметрично пристраивается почти такой же по площади строительный объем нового корпуса с угловым зданием по подобию бывшего костела. После Первой мировой войны, ввиду значительных разрушений, часть объема корпуса была разобрана, после Второй мировой войны были разобраны оставшиеся постройки, и от всего ансамбля бернардинских монастырей Бреста остались только руины бывшего монастырского комплекса бернардинок.
АЛЕКСАНДР НЕВАР, автор графических реконструкций памятников архитектуры
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.