23 янв / 2019
23 янв / 2019
БРЕСТ
-3°
-5°
БРЕСТ
-3°
-5°
БРЕСТ
-3°
-5°
Отец Василий Котович: батюшка «от Бреста до Пинска»

Проект "Неизвестная война"

18 апреля 2014

Чего ты стоишь, можно определить, только пройдя через трудности. Надежна ли семья, узнаешь после несчастья. Государство на крепость проверяют революции, а народ – войны. Белорусская земля познала немало несчастий, и выстоять в лихую годину нация смогла благодаря глубокому внутреннему стержню – вере. А священники обеспечивали его устойчивость в людях собственным примером.

Во имя веры

Неспокойным выдался 1915 год для жителей сегодняшней Беларуси – к ним вплотную приблизилась Первая мировая. Немцы наступали – русские, удерживая оборону, медленно, с боями отходили в глубь своей территории. Летом кайзеровские войска продвинулись на Полесье, а на рубеже августа и сентября в Бездежской волости Кобринского уезда (сейчас Ивановский район), возле хутора Чабаевка, произошло сражение. Оно длилось много дней и закончилось тем, что русские части отступили, немцы пошли вслед за ними, а на пространстве в несколько верст остались лежать погибшие бойцы. И тотчас же, не успели раскаты канонады удалиться за дальний лес, на поле брани вышел отец Василий Котович, священник местной церкви, и стал собирать тела убитых. Он собственноручно похоронил 80 русских воинов – всех, кого сумел найти в местных казенных лесах, где шли бои.

Семья Василия Котовича поселилась в небольшом дворянском имении Чабаевка в 1885 году. До этого уроженец с. Черевачицы Кобринского уезда, потомственный священнослужитель Василий Антонович, окончив Литовскую духовную семинарию в Вильно и получив сан священника, служил в церкви д. Озяты недалеко от Кобрина. Сельчане души не чаяли в своем батюшке. Встретив своих прихожан, он каждый раз для поддержания веры приветствовал их словами: «Слава Богу», и люди с радостью отвечали: «Навеки слава». Мало того, что отец Василий, как рачительный хозяин, заботился о храме, так еще и человеком был замечательным – добрым, участливым, помогал каждому нуждающемуся и словом, и делом. О нем отзывались: «Нравственности он был исключительной. В каждом человеке видел прежде всего человека. Он никому не делал зла и даже не желал его: каждому его слову можно было верить». И проповеди отец Василий читал «правильные» – понятные крестьянам, полезные. А чтобы пастырское слово нашло отклик в душе каждого и вело человека к Богу, отец Василий написал так называемый простонародный катехизис, в котором в доступной форме изложил суть христианского православного вероучения. Он сам постоянно читал эти тексты в церкви, распространял их в рукописных тетрадях по приходу, а затем «народный» катехизис разошелся по Литовской, Волынской и Холмской епархиям и вызвал самые одобрительные отзывы как от пастырей, так и от прихожан. Многие проповеди Василия Котовича печатались на страницах газеты «Литовские епархиальные ведомости».

Молодой образованный священник не ограничивался службой в своем приходе. Он вникал в дела церкви и вносил предложения по совершенствованию деятельности священнослужителей. Ревностное отношение к службе не осталось незамеченным: отец Василий был утвержден в должности благочинного, награжден церковными знаками отличия. В возрасте 36 лет он приехал на новое место службы – в Чабаевку – и провел здесь более 30 лет. В этих местах на 66-м году жизни и застала его І мировая война.

Как известно, военное командование России относительно западных губерний применяло тактику «выжженной земли», согласно которой население принудительно отправляли в глубь страны. Почти все православное духовенство прифронтовой полосы выехало в эвакуацию. Василий Котович остался со своим народом. Более того, он вернулся к своим пастырским обязанностям и оставался практически единственным православным священником на территории от Бреста до Пинска.

«Ортодоксер пастор» Божьей милостью

1 сентября 1915 года в Бездежскую волость пришли немцы – территория, выражаясь современным языком, стала оккупированной, а население, как тогда говорили, мирноплененным. Но и в таком статусе люди рождались и умирали, женились, болели – нуждались в духовной помощи.

Германский дивизион, расположившийся в селе Липники, зачислил Василия Котовича «пастором» местной церкви и всех православных Лядовичско-Опольского округа. Но окормлять своим служением священнику приходилось жителей гораздо более обширной территории. Все воскресные и праздничные дни отец Василий поочередно, не пропуская ни одного, совершал богослужения в храмах Иванова, Хомска, Мотоля, Бездежа, селах Вавуличи, Ополь, Здитово, Спорово, Молодово, Охово, Поречье, Одрижин, Дружиловичи и других. Кроме того, ездил по вызову прихожан в разные деревни, чтобы крестить младенцев, венчать молодоженов, отпевать умерших, соборовать болящих… При этом исправно записывал все проведенные обряды в церковные книги и не забывал выдавать людям справки о новорожденных, новопреставленных и вступивших в брак – в условиях оккупации священник был единственным реальным представителем гражданских властей.

«Кратко поясняю, – позже писал Василий Котович в Полесскую духовную консисторию (письмо сохранилось в Брестском историческом архиве), – в трехлетие и четыре месяца мирноплена германского от 68 православных приходов крестил младенцев 2418, повенчал пар 382, погребал 791 покойников, вовсе не считаясь с денежной платою за требные и богослужебные труды, охраняя пред германцами авторитет православного исповедания и обрядов».

Продолжение в печатном «Вечернем Бресте» за 18 апреля.


3610
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Кто знал о трагедии этого города раньше? О том, что он в прямом смысле восстал из пепла,...
3773
Российский император Николай II и главный хирург НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского...
5128
Ольга Романовна Степасюк (в замужестве Рубашевская) в двухлетнем возрасте, в 1915 году,...
3038
Полесская наступательная операция На территорию сегодняшней Брестчины германские...
6252
Вы (ваша семья) копите долги за коммуналку?







Ответить
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить