19 авг / 2019

Увидеть Париж и… родиться

Проект "Портрет на фоне 1000-летия"

22 января 2014

В центре Парижа – множество небольших художественных галерей, где порой можно увидеть живописные полотна и скульптуры, которые могли бы украсить залы любого музея. Одна из них – галерея мадам Шапиро, известная высоким уровнем выставляющихся работ. Именно там мое внимание однажды привлекла блестяще выполненная пастель – портрет молодой женщины с маленькой дочерью. Спросил у продавца, кто автор этой работы, и услышал в ответ: «Жак Балглей»…

Жак Балглей, он же Яков Балглей, родился 7 марта 1891 года в Брест-Литовске в семье раввина. Когда он был маленьким, его семья подверглась преследованиям во время еврейских погромов, прокатившихся по Югу и Западу Российской империи. Это, а также преждевременная смерть матери, после которой Яков и его шестеро братьев и сестер остались сиротами, наложило отпечаток на характер художника и его творчество. Балглей был человеком чрезвычайно чувствительным и ранимым.


Портрет ребенка. Балглей, 1920

После окончания гимназии в родном Бресте он отправился в Санкт-Петербург, где поступил на медицинский факультет столичного университета. Именно в это же время он увлекся живописью и создал свои первые картины.

Жизнь в столице дорога, а финансовой помощи от отца ждать не приходилось. Одно время Балглей зарабатывал на жизнь тем, что писал… иконы! В конце концов ему пришлось забыть мечты о профессии врача и оставить учебу в университете. Однако в Брест юноше возвращаться не хотелось. Яков переехал в Одессу и поступил на архитектурное отделение Одесской рисовальной школы.


Мальчик со скрипкой. Балглей, 1929

В 1911 году Яков Балглей, как и многие другие талантливые еврейские юноши, покинул Россию (оказалось, навсегда) и отправился в Париж, где продолжил активно изучать архитектуру, философию и историю. Он часто посещал знаменитую коммуну художников «Улей», среди обитателей которой было немало его соотечественников: Шагал, Сутин, Цадкин, Кикоин, Мане-Кац и др. Но сам он предпочел поселиться отдельно, хотя тоже на Монпарнасе, в переулке Анфан-Жезю, 9. Он увлекся графикой, ряд его графических работ опубликованы в 1918 году.

Как известно, художники Монпарнаса любили собираться в кафе «Ротонда» и «Купол». Балглей был там редким гостем – все свое время он отдавал книгам и живописи. Он по-прежнему оставался одиночкой, мистиком-пессимистом. Он бывал в синагоге и отмечал большинство иудейских праздников.


Хедер. Офорт. Балглей, 1917

Один из знакомых Балглея так описывал его скромное жилище: «Не могу забыть нашу первую встречу. В его маленькой мастерской… пол был усыпан тюбиками краски, рисунками, эстампами. На спиртовке – остатки скудного ужина. Кровать стыдливо прячется под грудами книг – основной пищей художника. Платон, Спиноза, Библия – только в них он находит прибежище, смысл жизни и вечный источник вдохновения».

Балглей довольно близко сошелся с Шагалом, оба получали заказы на создание иллюстраций к художественным произведениям от парижского издательства «Трианон».

Тем не менее Яков постоянно сомневался в своем таланте, бросал неоконченными, а то и просто уничтожал десятки картин. Он практически не выставлялся – то ли по стеснительности, то ли из гордости… Впрочем, ему все же удалось продать несколько ранних своих картин – и все они находятся сегодня в частных коллекциях в США.


Союзники на берегах Сены. Балглей, 1918

В 1914 году началась Первая мировая война. Балглей записался в добровольцы, однако по причине слабого сердца ему очень скоро пришлось уйти в запас. Он вернулся в Париж и вновь взялся за работу. Его картины и офорты этого времени – яркий пример экспрессионизма, присущего всей Парижской школе, но по стилю его ранние работы напоминают наивное искусство Руссо или того же Шагала.


Яков Балглей в своей мастерской, 1917

Продолжение в «Вечернем Бресте» за 22 января.


2904
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Не так легко поверить, что общий педагогический стаж работы этой изящной женщины...
3899
Генерал-майор армии Российской империи и генерал-лейтенант авиации Красной армии...
7383
Автор проекта Брестского гарнизонного храма Давид Иванович Гримм происходил из семейства...
3377
Дмитрий Михайлович Карбышев, фортификатор Брест-Литовской крепости, был одним из...
4102
Как вы готовите ребенка в школу?










Ответить
Сколько денег вы тратите на подготовку одного ребенка в школу?







Ответить