17 ноя / 2018
«Триединый Сапега»

Проект "Фамильный след"

20 апреля 2012

Следующим после смерти Льва Сапеги владельцем ружанского замка стал его третий сын Казимир Лев (1609–1656). Он получил отличное европейское образование – учился в Вильно, а затем в Нидерландском, Болонском и Падуанском университетах, владел восемью языками. Казимир Лев Сапега прославился как военачальник во время казацко-крестьянской войны 1648–1651 и русско-польской 1654–1667 годов. В разные времена занимал должности маршалка и подканцлера ВКЛ, был администратором Брестской экономии. Он также известен как основатель монастыря картезианцев в Березе и кафедры права в Виленском университете.

Розовый герб Ружан

Не забывал Казимир Лев и о своих ружанских владениях. С 10 по 19 января 1644 года по приглашению магната во дворце гостил король Речи Посполитой и великий князь литовский Владислав IV (1632–1648) с женой Цецилией-Ренатой Австрийской. Современник тех событий Альбрехт Станислав Радзивилл писал: «Король с королевою и двором… из Жировиц прибыли в Рожану, где в продолжении 9 дней… были угощаемы».

Легенда гласит, что королевской особе был поднесен чудесный хрустальный кубок «Иван» (объем 3,280 л), который стал одним из наиболее драгоценных предметов во дворце. Выпив из кубка, Владислав IV пожелал, чтобы подарок спрятали в специальном шкафу и выносили только в сопровождении придворных в парадном облачении, под звуки музыки и 100 пушечных выстрелов.

Дальнейшая судьба этого творения неизвестна. Хотя в Ружанах говорят, что попытки найти кубок в многочисленных подземельях дворца не прекращаются до сих пор. Кто знает, быть может, среди нынешних жителей бывшего местечка есть счастливчик, которому улыбнется судьба.

Свиту Владислава IV поразило пребывание в Ружанах. Владелец дворца не только продемонстрировал свое богатство. Он, как рассказывают современники, сделал всем гостям очень ценные подарки: королю преподнес золотое блюдо (стоимостью 2 тыс. золотых дукатов) и дорогие голландские обои, королеве – перстень (стоимостью 16 тыс. золотых дукатов) и соболиные меха из Московии, канцлеру – серебряный кубок, каменецкому епископу – “два сорока соболей”, всем фрейлинам – перстни с рубинами, подкормию – саблю с золотой оправой, ксендзам – по 100 венгерских золотых. Драгоценные презенты получил и папский посланник, иезуитский визитер из Рима Фабриций Рамфус, который также находился в это время в Ружанах. В честь пребывания короля в центральном зале дворца была установлена черная мраморная плита с надписью об этом событии.

Древние Ружаны в то время уже имели собственный гербовый знак. Поскольку это было частновладельческое местечко, символ значимости и привилегии ему могли предоставить только сами хозяева. Документы свидетельствуют, что Магдебургское право и гербовый знак Ружаны получили при Казимире Льве Сапеге. В соответствии с архивными данными, грамота об этом важном для здешних мест событии была подписана королем Владиславом IV Вазой 20 июня 1637 г. В упомянутом документе говорится: «Для лучшей окрасы того места Ружанского надаем ему герб альбо печатку святого Казимира – патрона Великого княства Литовского в кругу венка роз».

Изображение на гербе предвосхитило дальнейшие факты истории местечка. Дело в том, что во время русско-польской войны 1654-1667 гг. в укрепленный дворец Сапегов для сохранения от возможного разграбления из Вильно были перевезены почитаемые западными христианами мощи святого Казимира. В честь этого события в здешней магнатской резиденции позднее даже установили мраморную плиту с надписью на латинском языке: «Divo Casimiro sacrum». Таким образом, ружанский герб, в отличие от пружанского, нес в себе ярко выраженный религиозный элемент и был к тому же созвучен названию самого поселения – в украшении его использовались цветки роз.

Выглядел местечковый символ следующим образом: в серебряном поле основного пространства щита размещался венок ярко-красных роз, в центре которого была изображена фигура святого Казимира в полный рост, в пурпурном одеянии, с крестом и лилией в руках. Первоначально на гербе имелись дополнения, которые сейчас отсутствуют, – изображение рыцарского шлема (символа мужества знаменитого рода Сапегов) и королевской короны (символа достоинства единого монаршего дома королевства Польского и Великого княжества Литовского).

Сам Ружанский дворец при Льве Казимире подвергся перестройке, которая была проведена итальянцем Джованни Батисто Джисленни (1600–1672). Дворец стал довольно презентабельным домом с чертами стиля барокко. Он имел два этажа и был крестообразным. Дворец украшали три башни. Две из них были квадратными: при входе со стороны южного главного фасада и на торце западного крыла. На юго-восточном углу размещалась пятигранная башня. В центральной части находились парадные залы и вестибюль с лестницей. В боковой части размещались жилые покои, кабинеты, архив и библиотека. Дворцовые покои были украшены мрамором, штучной лепниной (штучный мрамор с гипсовой и мраморной крошкой, смешанные с клеем) и росписью. Покои на первом этаже имели арочные, а на втором – балочные перекрытия. Под домом находились двухэтажные арочные подвалы. В них размещался арсенал, архив, склад провианта.

Современный вид Ружанского дворца.
Современный вид Ружанского дворца.

Казимир Лев Сапега считается родоначальником ружанской капеллы. Увлечение музыкой в Ружанах имело давние традиции. Известно, что в середине XVI столетия в Ружанский театр приглашали цыган-цимбалистов. В XVII столетии здесь уже ставили первые спектакли. Капелла выступала на именинах своего владельца, насчитывала 40 музыкантов “при бубнах и трубах”.

В ружанской капелле были музыканты из Италии и Польши, а также местные крепостные крестьяне. Талантливых крепостных крестьян Казимир Лев отправлял учиться в Италию. Длительное время в Ружанах работал итальянский композитор и выдающийся виолончелист Камье Чиприяни. Он не только был капельмейстером и придворным композитором, но и обучал игре на виолончели крестьянских музыкантов и самого хозяина дворца. Понятно, что такие услуги весьма хорошо оплачивались.

Береза монастырская

Согласно воспоминаниям современников, перед парадными воротами сапеговской резиденции в Ружанах возвышалась статуя женщины в траурных одеяниях, указывающая в направлении местечка Береза-Картузская (нынешняя Береза). Именно там находился духовный центр "архипелага Сапегов" – монастырь Святого Креста ордена картезианцев, костел которого служил усыпальницей этого магнатского рода.

Небольшое местечко Березу Казимир Лев получил в 1631 году и первоначально хотел сделать его одной из своих резиденций. Даже успел построить здесь двухэтажный дворец. Но потом передумал и решил подарить имение ордену картезианцев.

Территория, на которой был основан монастырь, издревле считалась святым местом. По легенде, здесь произошло чудесное явление деревянного креста с изображением распятого Христа, совершались многочисленные исцеления. Поэтому неудивительно, что Казимир Лев Сапега, отличавшийся особой набожностью и приверженностью католицизму, пожертвовал монахам ордена место в своих владениях под строительство монастыря. И в 1648 году здесь был заложен первый камень.

Строительство под руководством итальянского архитектора, предположительно Джованни Батисто Джисленни, шло почти сорок лет и завершилось в 1689 году, спустя 33 года после смерти Казимира Льва. Главный монастырский костел был освящен в 1666 году, а отделочные работы не прекращались до середины ХVІІІ века.

Устав картезианского ордена требовал от монахов полной изоляции от общества, соблюдения обетов молчания, уединения, строгого поста и постоянной молитвы. Эти требования обусловили уникальную для белорусских земель планировку монастырского комплекса, который, помимо костела, включал жилые корпуса, библиотеку, трапезную для послушников и монастырской челяди, госпиталь, аптеку и хозпостройки. Все перечисленные постройки, а также дворец Сапегов, фруктовый сад и водоем находились в монастырском дворе, ограниченном мощной каменной стеной с башнями и единственной брамой.

Посередине комплекса располагался второй, внутренний изолированный двор, представлявший собой замкнутый прямоугольник, в котором размещались кельи отшельников, сад с домиком садовника, пруд для разведения рыбы и колодец. Сам двор формировали коридоры-галереи, соединявшие с костелом 15 изолированных друг от друга келий. В каждом корпусе было по три комнаты: одна – мастерская для общих занятий (переписывания книг, живописи, резьбы по дереву и т. п.), вторая – для молитв, третья – для отдыха. Из первой комнаты был выход в небольшой внутренний дворик с огородом, окруженный высокой стеной и открытый только небу.

Пищу себе отшельники готовили самостоятельно и трапезничали в кельях (раз в сутки). Продукты, которые невозможно было вырастить в собственном огороде, отшельник получал через специальное окошко с двумя поворотами, чтобы невозможно было увидеть передающего пищу.

В костел отшельники попадали по вышеупомянутым галереям, более того, сам костел был разделен перегородкой на две части – для простых прихожан и для монахов, причем внутри монашеской части были отгорожены две узкие каплицы для отшельников, чтобы их не могла видеть простая монастырская братия. Общение отшельников с внешним миром не дозволялось, между собой они могли встречаться и разговаривать лишь по воскресным дням.

Учитывая немногочисленность монахов (на протяжении всей истории монастыря их количество колеблется от 14 до 19 человек), монастырь имел огромные владения – на момент ликвидации в 1831 году его собственность была оценена в 8 миллионов 847 тысяч 777 рублей! Астрономическая сумма для того времени.

По преданиям, во время Северной войны (1700–1721 гг.) в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII. Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Березой прошли бои между шведскими и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня, а его солдаты, уходя, собрали с монахов богатый выкуп, благодаря чему стены монастыря остались целы и невредимы.

Вскоре после разделов Речи Посполитой были закрыты все картезианские монастыри, и березовская обитель осталась последним действующим монастырем ордена на территории былой литовско-польской державы. После восстания 1830–1831 годов монастырь в Березе все-таки закрыли, а вся его собственность была передана кадетскому корпусу в Полоцке. В жилых корпусах разместили казармы, костел стал приходским, а монахов отправили в другие монастыри. После восстания 1863–1864 годов здания бывшего монастыря стали разбирать на кирпич, из которого строили новые казармы в окрестностях Березы.

В 30-е годы ХХ века эти казармы, получившие название «красные», стали печально известны как концентрационный лагерь, созданный польскими властями для политзаключенных. В 1915 году неразобранная часть здания монастыря сгорела. Оставшиеся стены продолжали постепенно разрушаться на протяжении всего ХХ века... Но и сегодня руины самого богатого и самого таинственного монастыря Великого княжества Литовского впечатляют не менее, чем развалины Ружанского дворца.

Руины картезианского монастыря.
Руины картезианского монастыря.

Трудная «жизнь» после смерти

В начале русско-польской войны (1654-1667 гг.) наш герой живет в Бресте, координирует действия шляхты на территории Берестейского повета и Подляшского воеводства, которые на тот момент не были захвачены российскими войсками. В 1655 году была заключена уния между ВКЛ и Швецией, по которой шведский король Карл X

Густав становился великим литовским князем. Казимир Лев сперва не признавал его власть, однако незадолго до смерти согласился перейти под его знамена с целью борьбы за независимость княжества. В это время в Бресте началась эпидемия чумы. В 1656 году Казимир Лев Сапега умер. Похоронен он был в Бресте, но спустя десять лет прах его был перенесен в Березовский картезианский монастырь и захоронен в родовой усыпальнице Сапегов.

На могиле была установлена мраморная плита с надписью: «На сем месте сложил свои кости Казимир Лев Сапега, князь быховский, сапежинский, вице-канцлер Великого княжества Литовского, префект оршанский, волпянский, березский, администратор Брестской экономии, родился в 1609 году 14-го июля в Вильне; умер в Бресте 19-го января 1656 года и в этой урне похороненный покоится». Детей Казимир Лев и его жена Теодора Тарновская (1625–1652) не имели. По их желанию Ружанский дворец перешел во владение крестнику Павлу Яну Сапеге (1610–1665) – воеводе витебскому и гетману литовскому.

В 1868 г. при разломе стены костела, когда разрушали березовский картезианский монастырь, нашли гроб князя Казимира Сапеги. На крышках наружного и внутреннего гробов были надписи на латинском языке следующего содержания: «1757 года 21-го марта по воле светлейшего и преподобнейшего Г. Антония Воловича, епископа Луцкого, Брестского; Его Величества канцлера; декана Варшавского и проч. в присутствии некоторых прелатов и монахов тамошнего монастыря (которых имена тут приводятся) открыта гробница светлейшего господина Казимира Льва Сапеги, вице-канцлера Великого княжества Литовского, благочестивейшего основателя сего дома, от смерти в 101 году».

Рядом с гробом находился сосуд с его сердцем. О судьбе найденного сосуда говорится в следующем документе из того же дела (л. 46, 47): «3 октября 1869 г.

Гродно. Господину Виленскому, Гродненскому и Минскому Генерал-Губернатору и Главному Начальнику Витебской губернии. На предложение Вашего Высокопревосходительства от 25 августа за № 11825 имею честь уведомить, что князь Сапега, гроб которого найден при разломке Картуз-Березского костела, как видно из надписей на его гробе, родился в Вильне 14 июля 1609 года и умер в Бресте в 1656 году, был канцлером (или вице-канцлером) Великого княжества Литовского и основателем Картуз-Березского костела».

Слухи в Березе о якобы найденных сокровищах в могиле Казимира Сапеги подтолкнули каких-то вандалов-кладоискателей в октябре 1869 года вскрыть на римско-католическом кладбище могилу князя Сапеги. О чем читаем в следующем документе из Национального исторического архива в Гродно (ф. 1, оп. 6, д. 1937, л. 98): «1870 года февраля 27 дня, по Указу Его Императорского Величества Гродненская Палата Уголовного и Гражданского Суда слушали: уголовное дело о разрытии могилы князя Сапеги, краже из гроба крышки и галунов. Приказали: Из обстоятельств настоящего дела оказывается, что в м. Береза Пружанского уезда была разрыта на кладбище могила князя Сапеги, похищена крышка от гроба и обрезаны от подушки, которыми была она обшита, в совершении сего преступления взведено обвинение на тамошних евреев мещан Лейбу Коваля, Шимеля Каплана, Менделя Юделиовича, Иоселя Фридмана и Изку Примака, но они взводимых на них преступлений не сознались и к изобличению их не представлено по делу ни улик, ни доказательств, а потому следует их, на основании 304 ст.  XV т. 2 кн. Св. Зак. от суда по сему делу освободить. По сим соображениям Судебная Палата определяет: евреев мещан Лейбу Коваля, Шимеля Каплана, Менделя Юделиовича, Иоселя Фридмана и Изку Примака от Суда по сему делу освободить». Как видим, виновные в разграблении могилы так и не были установлены.

А вот какая версия злоключений праха Казимира Сапеги приводится в воспоминаниях Ромуальда Траугутта: «При разборе в стороне от большого алтаря найдено погребение Казимира Леона Сапеги в металлическом гробу, которое священник Горбацевич приказал засыпать строительным мусором. Затем через несколько недель по всей округе разошлась весть о том, что останки Сапеги в гробу были ограблены и пропал восхитительный золотой польский пояс с богатой шапкой, украшенной бриллиантами. Известие дошло до Вильни, об этом узнал помощник тогдашнего генерал-губернатора Крыжановский. Спустя пару недель осенним вечером он проезжал через Березу почтовым экипажем. Осветив путь фонарями, в присутствии попа Горбацевича Крыжановский приказал открыть гроб. И в нем ничего кроме останков не было найдено. Зато были обнаружены еще несколько гробов в очень хорошем состоянии и с надписями. Все обнаруженные гробы пан Крыжановский приказал похоронить на местном кладбище неподалеку костела. Ксендз Михал Скибицкий, бывший профессор кременецкого лицея, выполнил это указание. Через несколько дней разошлась весть, что могила Сапеги раскопана, что и в действительности имело место быть. По поручению полиции произведено вторичное погребение останков. На месте преступления было видно, что святотатцы сорвали ночью с металлического гроба крышку, сам гроб вынуть не могли, т. к. масса насыпанной земли, перемешанной с останками, не позволяла сделать это. Гроб этот при осмотре оказался на самом деле серебряным, но покрытым плесенью. Его вместе с останками закопали наново еще глубже».

Молва утверждает, что все ценности из гроба Казимира Льва Сапеги забрал поп Горбацевич. А золотой перстень он же заказал злотнику в местечке Антополь переделать на брошь для своей жены. Широко разошлась весть, что слежкой и поиском ценностей занимались жандармы и даже расспрашивали местных прихожан, не был ли открыт гроб сразу же по обнаружении его под алтарем. Позднее все это утихло, как говорят, после визита попа Горбацевича в Кобрин к начальству жандармерии.

В середине старого кладбища в Березе, соседствующего с руинами монастыря, до сих пор хорошо сохранилась старинная треугольная стела. Никаких табличек или надписей на ней уже давно нет, но кирпич, из которого она сделана, явно кляшторного происхождения. С очень большой долей вероятности можно предположить, что она была установлена на могиле Сапегов, перезахороненных при разрушении монастырского костела, утверждает местный краевед Николай Сенкевич. Если это действительно так, то стелу можно считать весьма символичным памятником младшему сыну Льва Сапеги. Его жизнь словно воплотилась в единстве трех ипостасей: политика, искусство, вера.

Стела на католическом кладбище в Березе.
Стела на католическом кладбище в Березе.


8550
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В свое время политику окрестили «искусством возможного». Этот термин настолько...
3286
Когда выдергиваешь из полотна истории какую-то сюжетную нитку, за ней обязательно тянутся...
2946
До 1953 года на центральной площади Пинска, рядом со зданием иезуитского коллегиума, стоял...
3743
Каждое историческое явление имеет свою стартовую страницу, периоды восхождения,...
3457
В Польше вспышка кори. Вы привиты?






Ответить
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить