Медики рассказали любопытный случай. Одна из крупных немецких фирм проводила международный семинар с приглашением белорусских светил медицины. После официальной части десяток профессоров были приглашены на фуршет. Случайно за соседним столиком одному из посетителей ресторана стало плохо. Но никто из именитых немцев к больному не подошел. Благо, быстро приехала машина скорой помощи, и молодой специалист проделал необходимые манипуляции.
Белорусы были поражены поведением коллег. Но люди науки объяснили: непрактикующий врач может ошибиться с применением рекомендаций клинических протоколов, где жестко прописаны стандарты оказания медицинской помощи. Выражая сострадание, но при этом отступив от стандарта, можно элементарно пострадать за доброту.
Страховая компания, обнаружив ошибку в действиях врача, вправе не выплачивать деньги за предоставленную медицинскую услугу. В таком случае больной получает возможность подать на своего спасителя иск в суд и требовать компенсации.
Система клинических протоколов существует во всем цивилизованном мире, в том числе она утверждена и в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь. Медики говорят, что система несовершенна, но до сих пор не придумано ничего более разумного. Клинический протокол, с одной стороны, защищает пациента от творческой самодеятельности неопытного врача. А доктора – от скандального пациента.
Кроме того, без установленных стандартов лечения нельзя было бы говорить о страховой медицине. А страховая медицина в западных странах считается самым надежным инструментом развития здравоохранения.
Как исчезает «спихотерапия»?
Надо признать, не у всех получилось использовать этот инструмент эффективно. Полагая, что переход на страховую медицину выведет отрасль из застоя, Россия ввела в стране обязательное медицинское страхование граждан. Что из этого вышло?
По свидетельству специалистов, в России отрасль в целом никуда не двинулась, и социальная медицина осталась на прежнем уровне. Более того: система оказания медицинских услуг приобрела непривычные формы, вызывающие озабоченность пациентов. Например, без страхового полиса теперь россиянина не обслуживает поликлиника.
С другой стороны, медицинское страхование позволяет российским докторам порой с размахом относиться к использованию материалов и медикаментов. Известен факт, когда уролог из РФ пролечил пациента от хронического простатита на 2000 долларов. Когда страховая компания стала разбираться, каким образом набежала кругленькая сумма, выяснилось, что методы лечения были далеки от рекомендуемых системой здравоохранения страны. В итоге страховая компания категорически отказалась платить по страховому полису.
– Беларуси лучше обратить внимание на литовский и польский опыт страховой медицины, – говорит заместитель директора «ЛОДЭ» Василий Пансевич. – В Польше не делают различий между государственными клиниками и частными. Медучреждения заключают договоры с «Кассой хорых» (то есть «больных») и обслуживают клиентов за счет ее страхового фонда. Таким образом, для клиента нет разницы, куда пойти. В любом случае деньги выплачивает страховая компания. Пациент обращает внимание только на квалификацию врача и общий уровень клиники.
В короткий срок в польской системе здравоохранения появилась конкурентная среда и полностью исчезло социалистическое понятие «спихотерапия». Оно подразумевает, что незаинтересованный в клиенте врач готов в любую минуту «поделиться больным» с коллегами.
На Западе уролог, к примеру, занимается лечением от а до я: начиная от взятия анализов до выполнения сложнейших операций. Ему не выгодно «делиться» пациентом ни с материальной стороны, ни с точки зрения престижа. Став личным доктором больного, профессионал зарабатывает себе имя. А имя, как известно, – лучший капитал.
В Литве страховая медицина развивается по другой схеме. Здесь, если в государственной и частной структурах существует разница в цене медицинской услуги, пациент оплачивает только эту разницу. Справедливо считается, что базовое лечение гражданин страны уже оплатил в виде налогов. Если же он хочет получить медицинскую услугу более высокого качества, он доплачивает. Это стимулирует развитие медицины: клинике выгодно пролечить пациента полностью, чтобы и государственные деньги, и личные сбережения больного, и отчисления страховых компаний пошли на ее счета.
Комфорт в размере 30 процентов «сверху»
Справка «Вечерки» |
За январь-февраль 2011 года учреждениями здравоохранения области оказана медицинская помощь 338 застрахованным лицам. Сумма выплат этим учреждениям составила 31,6 миллиона рублей. В лидерах оказались Брестская областная больница, заработавшая 9,9 миллиона рублей, Брестская центральная городская больница – 4,5 миллиона. Отличилась Пинская стоматологическая поликлиника, получив от держателей страховых полисов 5,2 миллиона рублей. По данным «Белгосстраха», в Брестской области насчитывается 2745 обладателей страхового полиса компании. |
По закону Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане обеспечиваются бесплатной медицинской помощью на основании МИНИМАЛЬНЫХ социальных стандартов в области здравоохранения.
Сегодня каждый гражданин Беларуси может воспользоваться медицинскими услугами из расчета 536 304 рубля по стандарту в год. На эти деньги претендуют одинаково как законопослушные налогоплательщики, так и те, кто официально нигде не работает.
Обладатель же страхового полиса в Беларуси имеет право на получение медицинской услуги, выходящей за рамки минимальных стандартов.
– Система общения с клиентами у нас западная, – говорит ведущий специалист отдела медицинского страхования компании «Белнефтестрах», врач I категории Александр Краюшкин. – Если клиент заболел, он в первую очередь звонит мне, и я договариваюсь с клиникой, которая его примет. Наша компания заключила договоры со 160 лечащими учреждениями Беларуси. В это число входят и государственные, и частные клиники. Если моему клиенту нужен специалист, я имею право искать его в любой точке Беларуси. В государственных учреждениях владельцы наших страховых полисов идут к врачу без очереди.
Схема такова: я звоню в клинику и договариваюсь о посещении врача (обычно это специалист первой или высшей категории) моим клиентом. На пороге его встречает медработник, отвечающий за платные услуги. Без очереди проводит в кабинет и, если потребуется, должен сопровождать обладателя страхового полиса в лабораторию, рентгенкабинет и так далее. За этот комфорт страховая компания доплачивает медучреждению до 30 процентов от основной стоимости услуги.
В постоянных клиентах компании «Белнефтестрах» – ВТБ-Банк, речные порты Бреста и Пинска, ОДО «Панда», БЭМЗ и другие предприятия. «Пробный шар» на сотрудничество сделал Кобринский мясокомбинат. Застрахованы и все сотрудники коллектива «Белнефтестраха».
– Медицинское страхование сегодня становится статусным признаком организации, – полагает директор брестского филиала компании «Белнефтестрах» Владимир Микулич. – Обычно крепкие фирмы включают медицинское страхование в социальный пакет. Например, коллектив Кобринского мясокомбината у нас застрахован сразу по трем направлениям – амбулаторно-поликлиническая страховка оценивается до 5500 долларов, стоматологическая – до 220 долларов, лекарственное обеспечение – до 100 долларов в год. В среднем наша страховка составляет около 20 миллионов в год на человека.
Если страховая компания договаривается насчет госпитализации, держатель страхового полиса «Белнефтестраха» имеет право претендовать на место в одно-двухместной палате. Двухнедельное пребывание в центральной городской больнице Бреста до сих пор обходилось страховщику в 1,2 млн рублей, в областной больнице – 1,5-1,7 миллиона.
Но, напомним, это не значит, что клиент страховой компании по первому желанию может устроиться в стационар «прокапаться». Специалист отдела медицинского страхования проверит каждый пункт счета, выставленного медучреждением, на соответствие клиническим протоколам. Только после этого выплачивается страховка.
Комментарий специалиста |
– Убежден, что существующую систему здравоохранения страны ломать нельзя, – говорит заместитель начальника управления здравоохранения облисполкома Андрей Шейда. – Система здравоохранения в Беларуси социально ориентирована, и это наше большое преимущество. Что касается развития страховой медицины, закон предусматривает широкое применение платных услуг в государственных и негосударственных медицинских учреждениях. Пациенты могут оплачивать все медуслуги, выходящие за рамки клинического протокола, из собственных средств, средств юридических лиц и иных незапрещенных источников. С внедрением в медицину высоких технологий вопрос о дополнительных источниках финансирования становится острее. В нашем городе появилось дорогостоящее оборудование, которое должно эксплуатироваться с большой ответственностью. Например, аппараты ультразвукового исследования экспертного класса стоимостью 600-700 миллионов рублей. Конечно, мы используем их по показаниям. Но если человек желает обследоваться в целях профилактики, мы должны предоставить ему такую возможность, однако за эту услугу ему необходимо заплатить. |
Дорогое удовольствие
Сложившаяся система страховой медицины в Беларуси имеет перекос. Если обладатель полиса попадает на лечение в государственное медучреждение, он вправе использовать бюджетные деньги. Но при обращении к частнику – например, в зубоврачебный кабинет – вынужден оплачивать медицинскую услугу полностью: и минимальный стандарт, гарантированный ему государством, и комфорт, предложенный условиями страхования. В этом случае обладатель полиса оказывается вне социальной поддержки государства – желая получить услугу «повышенной комфортности», он фактически лишается положенных по стандарту 536 304 рублей.
Подобная тенденция в отечественном здравоохранении делает медицинскую услугу «сверх стандарта» дорогой и недоступной для большинства белорусских граждан. Оказавшись в статусе «товара не для всех», медицинское страхование развивается слабо. И, как следствие, общая тенденция не способствует активному внедрению капиталоемких новаций в сфере здравоохранения и формированию конкурентной среды в кругу врачей.
Министр здравоохранения Василий Жарко заявил, что страховая медицина не станет массовой в нашей стране. Но тут же высказался в том смысле, что в будущем надо искать новые пути развития отрасли, поскольку она очень затратная. А с внедрением в практику высоких технологий бюджет придется все больше пополнять за счет других источников.
Между тем опыт соседних стран показал: именно медицинское страхование является самым мощным внебюджетным источником развития здравоохранения. Надо только грамотно «отладить систему».
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.