Отзвенел первый звонок, радостным вихрем пронеслось первое
сентября, и вот уже в школу надо идти в повседневной форме, вставать по утрам
все труднее, место радостных ожиданий постепенно занимают будничные заботы.
Казалось бы, в первом классе еще нет высоких нагрузок, а «бывалые» ученики
отдохнули за лето и набрались сил, но медики заметили: с началом сентября
здоровье детей заметно ухудшается. Почему? Неужели школьники так не хотят
учиться, что начинают болеть? Нет, просто мы, взрослые, не умеем организовать жизнь
ребенка так, чтобы нагрузки не вызывали у него постоянного стресса и усталости.
Что надо знать мамам, начинающим «учебу», и освежить в памяти родителям, уже
имеющим «двойки» и «пятерки» в своем школьном дневнике? Об этом мы беседуем с
врачом-педиатром Натальей Сопот.
– Наталья Владимировна, какие болезни поджидают ребенка в
школе?
– Чаще всего у школьников диагностируют ухудшения зрения,
нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания желудочно-кишечного
тракта, неврозы. И в этом нет ничего удивительного: уроки требуют энергии для
работающего с повышенной нагрузкой детского организма, который выполняет важную
функцию – растет. И если в изменившихся условиях жизнь вчерашнего дошкольника
или повзрослевшего и отдохнувшего за лето подростка не изменится в нужном
направлении, его иммунная система даст сбой.
– Что более важно – полноценный сон, распорядок дня,
правильное питание?
– Все это, а еще регулярные занятия физкультурой, навыки
личной гигиены, полезные привычки – у школьника и спокойное отношение к его
учебе родителей. Потому что нередко сами взрослые провоцируют ухудшение
здоровья своих детей тем, что вместо реальной каждодневной заботы предъявляют
повышенные требования и невнимательно относятся к физиологическим потребностям
маленького человека.
– А разве физиологические потребности ученика другие, чем у
просто ребенка?
– В норме организм ребенка действует как хорошо отлаженный
механизм, и чем лучше этот «механизм» отлажен, тем меньше у школьника проблем
со здоровьем. А «отладить» его помогает разумный распорядок дня, в котором
чередуются физические и умственные нагрузки, работа и отдых. Например, сон
ученика должен длиться не менее 8 часов, детям требуется даже больше – 9-10
часов сна в сутки. Это важно, так как на сон приходится основная работа иммунной
системы. После летних каникул ребенку требуется время, чтобы из «совы» вновь
стать «жаворонком» – в первые недели сентября поднимайте школьника на 10-15
минут раньше обычного, чтобы он без спешки оделся, умылся и успел позавтракать.
Летом, на отдыхе, интеллект ребенка снижается – дайте ему
время на раскачку, позвольте погулять после занятий и перед сном, ведь ученик
не машина, даже та не разгоняется мгновенно. Вообще школьник должен активно
двигаться не менее полутора-двух часов в день. Причем перед выполнением
домашних заданий, а не после. Полученным на свежем воздухе кислородом организм
насытит нервные клетки, и учеба пойдет более успешно.
– Два часа в день – не много для прогулок? Ведь в школе есть
уроки физкультуры.
– Ученик ежедневно по многу часов сидит за столом, перед
телевизором, компьютером, и хоть в школах проводятся уроки физкультуры, для
должной двигательной активности этого мало. Родителям необходимо обеспечить
ребенку посещение спортивной секции с учетом его темперамента и физических возможностей.
– Кстати, о телевизоре и компьютере. Наверное, следует
ограничить просмотр, чтобы поберечь зрение?
– Безусловно, стоит контролировать, сколько времени ребенок
проводит у экрана. Для профилактики нарушения зрения следите, чтобы освещение
рабочего места школьника всегда было хорошим, и научите ребенка делать перерывы
при чтении на 5-10 минут.
– А имеет значение высота и форма стола и стула?
– Мебель надо подобрать подходящую по высоте, желательно,
чтобы стол и стул регулировались по высоте. Обращайте внимание, как ребенок
сидит за столом, для правильной осанки спина должна быть прямая, ноги – под
прямым углом и стоят на полу. Рюкзак лучше иметь с ортопедической спинкой, и
носить его нужно на двух плечах. Плавание, гимнастика, танцы помогут предупредить
заболевания опорно-двигательного аппарата.
– Сейчас все обсуждают, какие блюда должны быть в школьных
столовых.
– Питание школьника должно быть сбалансированным по
содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. В нем
обязательны свежие овощи и фрукты, продукты из муки грубого помола, крупы,
мясо, рыба, поменьше жира и сладостей. Важно правильно организовать питание
ребенка, исключить перекусы, перехваты, употребление пищи из «пакетиков».
Ребенок должен получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак и ужин
должны составлять по 25 % суточной калорийности, обед – 35-40 %, полдник –
10-15 %, последний прием пищи не позднее 2-3 часов до сна. Завтрак ученик
съесть обязан! Это может быть каша, яйца, молочные продукты, фрукты. Родителям
не следует отказываться от второго завтрака ребенка в школе, так как все равно
он что-нибудь съест, но не то, что нужно и полезно. После занятий школьника
должен ждать домашний обед, на полдник можно предложить ему творог или йогурт,
на ужин – тушеное или паровое блюдо, приготовленное в домашних условиях. Только
заботясь о питании ребенка, можно помочь ему избежать заболеваний
желудочно-кишечного тракта. Важно также с самого начала прививать школьнику
навыки личной гигиены, это поможет исключить болезни «грязных рук».
– Современные родители, как правило, стараются обеспечить
своим детям и хорошие условия для учебы, и питание. А те все равно не хотят
ходить в школу.
– Не нужно перегружать ребенка занятиями, кричать, ругать за
неудачи. Не будьте эгоистами, не требуйте от ученика только отличных оценок, не
заставляйте сидеть над уроками по многу часов в день, не переоценивайте его
способности, заставляя посещать множество кружков. Лучше обеспечьте своему
школьнику полноценный отдых, следите, чтобы он высыпался, интересно и с пользой
проводил свободное время – только такое отношение может сохранить здоровье
вашего ребенка. От неврозов деток спасают и домашние питомцы – кошки, собаки,
хомяки… Самочувствие школьника в руках родителей. Ребенок будет здоровым, если
каждый вечер, ложась спать, вы будете думать, что еще могли бы сделать для
него, а завтра это сделаете.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.