Как подготовить ребенка с особенностями психофизического развития к жизни в большом мире? Почему любимому чаду рекомендовано обучение в интегрированном классе? На какие средства жить молодому человеку, способному передвигаться только на коляске? Эти вопросы волнуют очень многих родителей.
Принцип позитивности
По словам заместителя председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Владимира Хромова, на Брестчине около четырех тысяч детей-инвалидов, из них в домах-интернатах проживает чуть меньше 200. При том, что для социальной интеграции инвалидов в общество делается немало, актуальных вопросов еще хватает. Очередное заседание постоянной комиссии по вопросам социально-культурной сферы и социальной защиты населения областного Совета депутатов, состоявшееся 18 февраля в Кобрине, было посвящено этой острой теме.
Кобрин в плане эффективности воспитательной и трудовой реабилитации инвалидов (не только детей, но и перешагнувших порог совершеннолетия) может служить положительным примером. Чтобы убедиться в этом, участники совещания посетили ряд местных специализированных учреждений.
В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) гостей встретили небольшим концертом. Детки на инвалидных колясках с помощью работников ЦКРОиР исполнили вальс, на грецких орешках сыграли отрывок из музыкальной классики и преподнесли гостям сувениры, сделанные своими руками, – небольшие икебаны в миниатюрных вазочках из соленого теста. По реакции воспитанников центра было понятно, что посторонние люди их не пугают, напротив – им здесь рады. А вот взрослые дяди и тети, далекие от медицины, рядом с ними чувствовали себя скованно. И когда кто-то из участников совещания сказал директору ЦКРОиР Ирене Румянцевой, мол, как здорово, что все работники такие оптимисты, остальные согласно закивали головами.
– А не должно быть иначе, – ответила Ирена Ромуальдовна. – Когда человек чувствует себя угнетенно? Когда видит беду и не может помочь. Мы же знаем, что можем, и делаем все, что в наших силах. Какими приходят сюда ребятишки и как меняются здесь – это надо видеть.
У этого учреждения приличная копилка опыта. Кобринский ЦКРОиР был создан в 1998 году на базе центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов «Альфа» Белорусского общества инвалидов. Сегодня здесь сложился коллектив высококвалифицированных и ответственных профессионалов, в распоряжении центра — достаточные для такого учреждения площади. Направлений работы немало: здесь после углубленного комплексного обследования определяют образовательный маршрут для детей с особенностями развития, оказывают раннюю коррекционную помощь малышам до 3 лет, обеспечивают получение специального образования деткам с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями. А пока в центре идет воспитательно-коррекционный процесс, родители детей-инвалидов могут спокойно трудиться на своих рабочих местах.
Группа сопровождения
В средней школе № 1 Кобрина на сегодняшний день учится 20 детей разного возраста с особенностями развития. Интегрированные классы хоть медленно, но верно становятся приоритетной формой организации образовательного процесса. Как ни странно это звучит, но именно родители детей с отклонениями в развитии часто противятся такому совместному обучению. Страх, что нормально развивающиеся сверстники обидят их чадо, держит мам и пап в напряжении. А между тем практика показала, что общение идет лишь во благо.
В СШ № 1 ребятишки с особенностями развития обучаются по соответствующим программам до 9-го класса включительно. На каждого из них заведена специальная карта, которая позволяет анализировать каждый шаг по адаптированию ребенка. А упор, ни для кого не секрет, здесь делается на трудовое обучение. Чтобы за стенами школы юноши и девушки могли применить полученные навыки не только в быту.
Разные, но равные
Эта правильная фраза уже стала своеобразным девизом в работе по социальной интеграции инвалидов в общество. Важно, чтобы за словом и дело шло. Ситуация же, увы, такова, что найти работу инвалиду весьма и весьма проблематично. Особенно если за плечами никаких дипломов и практики. Так что отделения дневного пребывания молодых инвалидов, созданные при территориальных центрах социального обслуживания населения, пусть не большая по масштабам, но действенная попытка помочь человеку с ограниченными возм
ожностями реализовать себя, почувствовать свою значимость для окружающих.
Отделение дневного пребывания при Кобринском ТЦСОН, которое разместилось в отремонтированном 2-этажном здании на территории бывшей воинской части, сегодня посещают 27 молодых инвалидов старше 18 лет. Те, кто, как говорится, не имеют показаний к труду, занимаются во всевозможных кружках. Между прочим, великолепные вещи делают, качественно и с фантазией. Жаль, что у ТЦСОН нет прав на торговую деятельность: большинство из поделок стопроцентно пошли бы на ура.
Директор территориального центра Татьяна Бойко уверена, что главным плюсом нынешней ситуации является то, что молодые инвалиды перестали быть и ощущать себя иждивенцами. В отделении дневного пребывания действуют две мастерские – полиграфическая и швейная, созданы рабочие места, молодежь к пенсии по инвалидности имеет еще и заработную плату. Кстати, приобретенный трудовой стаж дает в дальнейшем право на перерасчет пенсии в сторону повышения. И это немаловажно. В полиграфическом цехе выпускают блокноты, альбомы для рисования, бланки. Швеи занимаются изготовлением кухонных, столовых и постельных комплектов, шьют фартуки и спецодежду для социальных работников.
Принять к сведению
В общем, после знакомства с этими учреждениями районного центра членам постоянной комиссии областного Совета депутатов было что обсудить. Председатель областного депутатского корпуса Сергей Ашмянцев выразил общее мнение: у кобринчан есть чему поучиться. Но и здесь, и в других районах Брестчины еще хватает больных тем. Имеются проблемы со специальным транспортом для доставки инвалидов в отделения дневного пребывания, необходимо содействие местных властей в трудоустройстве выпускников ЦКРОиР, получивших стаж работы в трудовых мастерских территориальных центров, требуется патронатное сопровождение выпускников коррекционных центров, которые постоянно находятся в домашних условиях, и многое другое.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.