17 фев / 2019
Смотрящие за брестским небом

22 сентября 2018

В сезон отпусков особая крутизна заключается в том, чтобы добираться до места отдыха самолетом. Летчики, стюардессы - на пике всеобщего интереса. Теперь на бортах прижилась мода отмечать работу пилотов удачно приземлившегося самолета бурными аплодисментами. Красивая у крылатых извозчиков миссия, ничего не скажешь!

Новости Бреста

За пультом - диспетчер Дмитрий Вареник, стоят стажеры Иван Коробкин, Александра Павлюкевич, Полина Лосик и их шеф - начальник службы движения Сергей Манюк.

Но заоблачная действительность будет неполной без ее неотъемлемой наземной диспетчерской службы. Начальник службы движения Брестского аэропорта Сергей Манюк проиллюстрировал нам необходимость в стражах небесного порядка очень наглядно. Посредством международного авиационного сайта flightradar24.com на мониторе открывается реальная картина сиюминутной загруженности воздушного пространства над Евразией. Зрелище сногсшибательное: скопление одновременно бороздящих небеса стальных птиц сравнимо с густотой автотранспорта в мегаполисе. Конечно, эффект «муравейника» усиливается мелким масштабом компьютерной карты, но наглядная численность летательных объектов поразительна! И, конечно, в этих условиях сама собой возникает и животрепещет проблема безопасности полетов. Как разминуться на воздушных перекрестках в условиях обманчивого простора и полного отсутствия видимых глазом дорожных разметок и знаков?

По словам Сергея Антоновича, диспетчерская служба как таковая зародилась не сразу, а именно с расцветом массовости небесных передвижений, уже после Второй мировой войны. И, несмотря на весьма скромную загруженность взлетами и посадками Брестского аэропорта, в нем тоже посменно трудятся 20 авиадиспетчеров. Они призваны наблюдать и разруливать передвижения во всем окружающем Брест небесном пространстве, включая не только «свои», но и пролетающие мимо воздушные борты. К счастью, в основном полеты проходят гладко и размеренно, так что начальник диспетчеров не без оснований называет эту работу рутинной.

Высота интеллекта

И все же: на каком полюсе напряжения и ответственности залегает другая, потенциально экстремальная сторона этой работы - дилетанту и не снилось! Если, конечно, он не читал роман Артура Хейли «Аэропорт». При упоминании этого произведения хозяин кабинета извлек из шкафа читанного-перечитанного Хейли, изданного на языке оригинала.

Читать и разговаривать на «инглише» для авиадиспетчеров - часть профессии. Все переговоры с пилотами, будь они иностранцы или русскоговорящие соотечественники, ведутся на самом международном наречии - английском. Так что выпускник нашей государственной академии авиации, получивший сертификат профессионала еще «дома», должен каждые три года обновлять этот допуск с пересдачей «инглиша» уже в Великобритании.

Новости Бреста

А вообще - подготовка «инженеров по организации движения», как протокольно называется должность, включает множество испытаний. После теоретической подготовки задания для будущих воздушных «дирижеров» поэтапно усложняются. Они должны пройти школу тренажеров, которая находится в Минске. Там соискателям профпригодности дают условную повышенную интенсивность движения в небе, моделируют различные экстренные ситуации - пожар на борту, отказ двигателей и т.д. Не только молодые, но и сотрудники с опытом работы тоже должны периодически проходить подобную тренировку. Разумеется, экзаменаторы наблюдают за проявленной реакцией и выносят соответствующие решения. Еще один барьер на пути к беспечной жизни - отметка медицинской комиссии. Для диспетчеров моложе 40 лет врачебные осмотры обязательны раз в два года, после этого возраста - дважды в год.

Портрет на фоне

Несмотря на условно спокойное небо над Брестчиной, «смотрящим» за небом тоже случается включать тревожные кнопки. Например, в нынешнем феврале у пролетающего мимо грузового самолета АН-12 отказали два двигателя из четырех. Брестский диспетчер выдал пилотам направление посадки, которая прошла успешно. Здесь технику починили, и она улетела своим курсом. А несколько лет назад у российского самолета бизнес-класса над Брестом отказал генератор. Гостей тоже успешно посадили, дали переоснастить оборудование и отправили дальше.

Еще свежо в памяти и падение вертолета, которое произошло в районе Кобрина в 2015 году. Молодая, только приступившая к работе диспетчер Марина, как и положено, дала экипажу условия высоты и давления. А он, вместо того чтобы лететь по плану, после взлета решил ненадолго приземлиться, чтобы подобрать дополнительных пассажиров. Попал в воздушный вихрь и упал, не успев набрать высоту. По этой причине пассажиры не пострадали, а диспетчер признана невиновной, т.к. свою работу сделала правильно.

У представителей этой профессии в ходу поговорка о том, что «чем лучше диспетчер делает свое дело, тем он менее заметен для окружающих». Ответственная и рутинная работа далеко не столь престижна, как у летного состава, но текучки кадров в диспетчерской службе нет и в помине. Вместо выбывающих по состоянию здоровья приходит пополнение. Вот и мы застали в стеклянной башне, где наблюдают за небом полетные дирижеры, троих «свежеиспеченных» стажеров: Полину Лосик, Александру Павлюкевич, Ивана Коробкина. Несмотря на диплом вуза, ребята пока только робко присматриваются к приемам практической работы, настроившись на долгий путь до готовности самостоятельно сесть за пульт.

Новости Бреста

Конечно, работать далеко не с полной загрузкой, обслуживать больше мимолетные, чем формирующиеся здесь рейсы, работникам брестского аэропорта обидно. Здесь помнят лучшие времена. С 1975 г., когда аэродром переселился с Речицы на нынешнюю площадку на восточной окраине, нашими авиасилами перевозились до 100 тысяч пассажиров в год. Из Бреста летали и в Ростов, и в Минеральные Воды, и в Москву... Теперь годовой пассажирооборот упал до 10 тыс. человек, а направлений полетов осталось как пальцев одной руки - Калининград, Анталия, Бургас, Улцинь (в теплый сезон), да несколько чартерных рейсов.

Дождется ли наша летательная база своего нового расцвета? Взлетная полоса в 2620 метров длиной и 42 м шириной поддерживается в великолепной форме и ждет стальных птиц и их утративших платежеспособность пассажиров.

ФОТО: Андрея Рыбачука

2845
1
Меня это радует (42.9%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (57.1%)
Меня это злит (0%)

Владимир
24.09.2018 14:27
ответить ответить с цитатой
Саид, ты лучший, разводи всех по эшелонам, Полтава тебя видит :)

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В Бресте - на Московской и Варшавском шоссе По информации областной ГАИ, сегодня, 16...
491
В основном, ловят на 60 км/ч... По информации областной ГАИ, сегодня, 15 февраля,...
619
В центре внимания - пешеходы, велосипедисты и возчики Сухие цифры статистики говорят...
2349
При этом в министерстве не очень довольны тем, как проводит обследование диагностических...
729
Кто в большей мере должен отвечать за безопасность детей в школах:









Ответить