20 окт / 2018
20 окт / 2018
БРЕСТ
11°
БРЕСТ
11°
БРЕСТ
11°
Смотрящие за брестским небом

22 сентября 2018

В сезон отпусков особая крутизна заключается в том, чтобы добираться до места отдыха самолетом. Летчики, стюардессы - на пике всеобщего интереса. Теперь на бортах прижилась мода отмечать работу пилотов удачно приземлившегося самолета бурными аплодисментами. Красивая у крылатых извозчиков миссия, ничего не скажешь!

Новости Бреста

За пультом - диспетчер Дмитрий Вареник, стоят стажеры Иван Коробкин, Александра Павлюкевич, Полина Лосик и их шеф - начальник службы движения Сергей Манюк.

Но заоблачная действительность будет неполной без ее неотъемлемой наземной диспетчерской службы. Начальник службы движения Брестского аэропорта Сергей Манюк проиллюстрировал нам необходимость в стражах небесного порядка очень наглядно. Посредством международного авиационного сайта flightradar24.com на мониторе открывается реальная картина сиюминутной загруженности воздушного пространства над Евразией. Зрелище сногсшибательное: скопление одновременно бороздящих небеса стальных птиц сравнимо с густотой автотранспорта в мегаполисе. Конечно, эффект «муравейника» усиливается мелким масштабом компьютерной карты, но наглядная численность летательных объектов поразительна! И, конечно, в этих условиях сама собой возникает и животрепещет проблема безопасности полетов. Как разминуться на воздушных перекрестках в условиях обманчивого простора и полного отсутствия видимых глазом дорожных разметок и знаков?

По словам Сергея Антоновича, диспетчерская служба как таковая зародилась не сразу, а именно с расцветом массовости небесных передвижений, уже после Второй мировой войны. И, несмотря на весьма скромную загруженность взлетами и посадками Брестского аэропорта, в нем тоже посменно трудятся 20 авиадиспетчеров. Они призваны наблюдать и разруливать передвижения во всем окружающем Брест небесном пространстве, включая не только «свои», но и пролетающие мимо воздушные борты. К счастью, в основном полеты проходят гладко и размеренно, так что начальник диспетчеров не без оснований называет эту работу рутинной.

Высота интеллекта

И все же: на каком полюсе напряжения и ответственности залегает другая, потенциально экстремальная сторона этой работы - дилетанту и не снилось! Если, конечно, он не читал роман Артура Хейли «Аэропорт». При упоминании этого произведения хозяин кабинета извлек из шкафа читанного-перечитанного Хейли, изданного на языке оригинала.

Читать и разговаривать на «инглише» для авиадиспетчеров - часть профессии. Все переговоры с пилотами, будь они иностранцы или русскоговорящие соотечественники, ведутся на самом международном наречии - английском. Так что выпускник нашей государственной академии авиации, получивший сертификат профессионала еще «дома», должен каждые три года обновлять этот допуск с пересдачей «инглиша» уже в Великобритании.

Новости Бреста

А вообще - подготовка «инженеров по организации движения», как протокольно называется должность, включает множество испытаний. После теоретической подготовки задания для будущих воздушных «дирижеров» поэтапно усложняются. Они должны пройти школу тренажеров, которая находится в Минске. Там соискателям профпригодности дают условную повышенную интенсивность движения в небе, моделируют различные экстренные ситуации - пожар на борту, отказ двигателей и т.д. Не только молодые, но и сотрудники с опытом работы тоже должны периодически проходить подобную тренировку. Разумеется, экзаменаторы наблюдают за проявленной реакцией и выносят соответствующие решения. Еще один барьер на пути к беспечной жизни - отметка медицинской комиссии. Для диспетчеров моложе 40 лет врачебные осмотры обязательны раз в два года, после этого возраста - дважды в год.

Портрет на фоне

Несмотря на условно спокойное небо над Брестчиной, «смотрящим» за небом тоже случается включать тревожные кнопки. Например, в нынешнем феврале у пролетающего мимо грузового самолета АН-12 отказали два двигателя из четырех. Брестский диспетчер выдал пилотам направление посадки, которая прошла успешно. Здесь технику починили, и она улетела своим курсом. А несколько лет назад у российского самолета бизнес-класса над Брестом отказал генератор. Гостей тоже успешно посадили, дали переоснастить оборудование и отправили дальше.

Еще свежо в памяти и падение вертолета, которое произошло в районе Кобрина в 2015 году. Молодая, только приступившая к работе диспетчер Марина, как и положено, дала экипажу условия высоты и давления. А он, вместо того чтобы лететь по плану, после взлета решил ненадолго приземлиться, чтобы подобрать дополнительных пассажиров. Попал в воздушный вихрь и упал, не успев набрать высоту. По этой причине пассажиры не пострадали, а диспетчер признана невиновной, т.к. свою работу сделала правильно.

У представителей этой профессии в ходу поговорка о том, что «чем лучше диспетчер делает свое дело, тем он менее заметен для окружающих». Ответственная и рутинная работа далеко не столь престижна, как у летного состава, но текучки кадров в диспетчерской службе нет и в помине. Вместо выбывающих по состоянию здоровья приходит пополнение. Вот и мы застали в стеклянной башне, где наблюдают за небом полетные дирижеры, троих «свежеиспеченных» стажеров: Полину Лосик, Александру Павлюкевич, Ивана Коробкина. Несмотря на диплом вуза, ребята пока только робко присматриваются к приемам практической работы, настроившись на долгий путь до готовности самостоятельно сесть за пульт.

Новости Бреста

Конечно, работать далеко не с полной загрузкой, обслуживать больше мимолетные, чем формирующиеся здесь рейсы, работникам брестского аэропорта обидно. Здесь помнят лучшие времена. С 1975 г., когда аэродром переселился с Речицы на нынешнюю площадку на восточной окраине, нашими авиасилами перевозились до 100 тысяч пассажиров в год. Из Бреста летали и в Ростов, и в Минеральные Воды, и в Москву... Теперь годовой пассажирооборот упал до 10 тыс. человек, а направлений полетов осталось как пальцев одной руки - Калининград, Анталия, Бургас, Улцинь (в теплый сезон), да несколько чартерных рейсов.

Дождется ли наша летательная база своего нового расцвета? Взлетная полоса в 2620 метров длиной и 42 м шириной поддерживается в великолепной форме и ждет стальных птиц и их утративших платежеспособность пассажиров.

ФОТО: Андрея Рыбачука

2346
1
Меня это радует (42.9%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (57.1%)
Меня это злит (0%)


Владимир
24.09.2018 14:27
ответить ответить с цитатой
Саид, ты лучший, разводи всех по эшелонам, Полтава тебя видит :)
Быстрый рост Tesla не только ударит по конкурентам, но, что более важно, может привести к...
376
Наверху считают, что станет меньше желающих «нагреть руки» на «липовых»...
1548
И им пошли навстречу! С 22 октября по обращениям пассажиров изменяется расписание...
771
И будет временно изменяться движение транспорта Новую заправочную станцию напротив...
1067
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить