07 дек / 2019

Магниты и «маги». Брестские инженеры и архитекторы разработали проект поездов будущего

04 августа 2019

Серебристые трубы на бетонных опорах в шести метрах над землей. Это не что иное, как вакуумный тоннель, внутри которого на огромной скорости перемещаются поезда на магнитной подушке. В положенном месте открываются шлюзы и выходят-заходят пассажиры. При необходимости поезд «ныряет» под землю и опять «выныривает». Из Бреста до Москвы он домчит за 50 минут. На работу можно будет ездить ежедневно за 800, а то и 1500 км. В пути пассажиры могут наслаждаться быстро меняющимися панорамами в смотровом поясе на уровне окон поезда...

Новости Бреста

Это не фантазия, а проект высокоскоростной дороги в вакуумтоннеле, действующей по принципу магнитной левитации, который разработали брестские инженеры-архитекторы - отец и сын Николай и Павел Коняевы. Им принадлежит идея комплексного вокзала - ХАБа под Брестом, на границе ЕС и ЕАЭС, объединяющего воедино монорельсовую дорогу, аэропорт и водный путь. Конструкция уже существует в виде чертежей и технических заданий, кажущаяся фантастической идея нашла понимание в серьезных научных кругах. Каковы шансы воплотить ее в жизнь, и когда?

Увидел магниты - и «пропал»

Николай Коняев родом из Коссово. Местечко со славной историей, известное с 1494 г. (а по одной из версий, ему около тысячи лет). Здесь было три замка, из которых сохранился только самый «молодой» - замок Пусловских.

Новости Бреста

«В древнем городе во времена моего детства все дороги были из булыжника, образуя «вечное» римское покрытие и превосходный ливнесток. До конца тридцатых годов прошлого века было организовано судоходное движение по рекам Гривда-Щара-Неман в Балтийское море, - рассказывает Николай. - Но не хватало связи и быстрого транспортного сообщения с большими городами - дорога до Ивацевичей была гравийной. Но воображение работало, хотелось быстро добраться в любую точку мира. Я, к примеру, всегда мечтал проехать от Японии до Лиссабона за 3-4 часа».

Чтобы не отстать от цивилизации, родители выписывали для сына журналы «Юный техник», «Техника - молодежи», «Моделист-конструктор». Отец выписывал журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света», газету «За рубежом». Кроме того, все родственники Николая по мужской линии отличались природной инженерной смекалкой. Не обладая дипломом, могли придумать технологичное решение, которое многих поражало. Так, прадед Николая в 1920-е гг. выиграл конкурс среди 147 претендентов на лучший проект по углублению русла, одерновке берегов и благоустройству 7-километрового отрезка реки от замка до Гривды для восстановления судоходства, который воплотил за 6 месяцев.

«А я с пяти лет увлекся магнитами, - говорит он. - Еще с того момента, когда впервые увидел, как отталкиваются и смещаются магнитные полюса. В 1974 г., во время учебы в строительном техникуме в Бресте, предложил проект для выставки научных работ студентов в Минске. Это была конструкция развертки электродвигателя (статора и ротора) в качестве движимого (вагон, капсула) и недвижимого (шина, основание). Но проект признали нереальным. Пришлось изменить тему и представить действующий рабочий стенд с мгновенно останавливающимся электродвигателем для защиты от травмирования рабочего персонала на производстве».

Новости Бреста

Магниты Николая Коняева так и не отпустили. Ни в то время, когда работал преподавателем на кафедре архитектуры БИСИ, ни позже, когда были лихие 90-е. Не отпускают и теперь, когда он возглавляет одно из подразделений ОАО «Стройкомплекс» (г. Минск), где основной темой является безопасная эксплуатация строительных конструкций зданий и сооружений.

«Они это уже делают!»

В 1986 г. в прессе появились сообщения, что немецкая компания «Трансрапид Интернационал» (г. Мюнхен) столкнулась с трудностями при тестовых пробегах поезда на магнитной подушке. При наборе скорости свыше 400 км/час создавался эффект ускорения тела с нарастающим уплотнением воздушного барьера и усиливающимся шумом (создания ударной звуковой волны) при его преодолении.

Новости Бреста

«Они это уже делают!» - подумал тогда Николай Коняев. И решил, что пришло его время. 4 года копил деньги на поездку в Германию. На одной из научных конференций познакомился с профессором Герхардом Нагелем из Вайнгартена, который серьезно отнесся к его разработке и прислал приглашение. По счастливому совпадению сын профессора работал в компании «Трансрапид Интернационал».

В мае 1990 г. брестчанин представил свой проект поезда на магнитной подушке, движущегося в вакуумтоннеле, в высшей технической школе в г. Бибарах (земля Баден-Вюртемберг). Догадывался, что немцы таким образом хотели его протестировать. А через два дня он рассказывал о своей разработке в Мюнхене, в компании «МВВ» (Мессершмит Бельком Блом). Это было похоже на защиту диссертации. Немцы, в числе которых был и директор «Трансрапид Интернационал», через технических переводчиков задавали много конкретных вопросов по сути проекта: из какого материала вакуум-оболочка; как создается вакуум; какой подвижной состав и его вместимость...

«В то время советскому человеку было трудно все это переварить, - говорит Николай. - А мне в ту пору был 31 год. Сверлила мысль: а я не делаю глупость? Не выдаю секреты? А другая часть мозга: колесо придумали в Индии 5 тыс. лет назад, и оно служит всей планете. В итоге немцы сказали: «Интересный проект. Давайте сотрудничать: ваш институт и наша организация».

Новости Бреста

Но это оказалось не так просто в тех политических условиях. После объединения Германии, потребовавшего огромных средств, практически готовые технологии у этой страны выкупили китайцы. По словам разработчика, при продаже было упоминание о том, что технологию магнитной левитации можно трансформировать в ранее предложенный им проект - тоннель со сниженным давлением воздуха.

- У СССР также были все шансы стать одной из первых стран, создающих и эксплуатирующих маглевы, - считает разработчик. - Инженеры и ученые института ВНИИПИтранспрогресс занимались разработкой прогрессивного транспортного средства (это называется «идти в кильватере» западных технологий и не отставать). Первый советский маглев ТП-01 (увы, не отличавшийся изысканным дизайном) проехал в 1979 г. по тестовой линии в г. Раменское в Подмосковье. Запуск в эксплуатацию был запланирован на 1991 год. Но он разделил участь большинства прогрессивных проектов... А теперь в СМИ распространяется информация, что идея создания поезда на магнитной подушке в вакуумтоннеле принадлежит Илону Маску. При каждом упоминании об Илоне Маске и его проекте HipperLoop используются термины и описание технологического процесса, а также все характеристики из моего проекта 70-х годов».

«Хочу создавать там, где живу»

И еще были попытки воплотить идею. К примеру, автор выступал на представительной международной научно-технической конференции в МГСУ (г. Москва) в 2012 г., где его разработки с энтузиазмом восприняли молодые ученые и зарубежные коллеги. Правда, дальше этого дело не пошло.

Новости Бреста

Но тема нашла продолжение в дипломной работе Павла Коняева. В 2007 г. этот дипломный проект выставлялся на международном конкурсе архитектурных проектов во Флоренции (Италия). Было много откликов и просьб от европейских архитекторов использовать эту технологию и сам архитектурный прием, саму идею комплексного вокзала (ХАБа) на границе ЕС и ЕАЭС под Брестом. Авторы проекта предлагают разместить его в районе д. Новосады, в полутора километрах на север от М1.

Но почему Брест? Это же небольшой город. «Я хочу создавать там, где живу, - отвечает Николай Коняев. - К тому же идея транспортного терминала на границе с Евросоюзом может быть воспринята в разных кругах. Конечно, столь масштабный и дорогостоящий проект можно осилить только в условиях международной кооперации. Но надо быть смелее, смотреть в будущее. Пока я ищу единомышленников, и не важно, сколько им лет - 7 или 70. Мне нравилось многое из того, что было в 70-е годы в строительном техникуме - ныне политехническом колледже. Мы с ребятами могли бы создать действующий макет, чтобы проект транспортного терминала можно было «пощупать», а также свою небольшую лабораторию для тестовых испытаний».

P.S. Контактные данные авторов проекта все заинтересованные могут получить в редакции.


2692
0
Меня это радует (30.3%)
Мне все равно (9.1%)
Мне это интересно (51.5%)
Меня это злит (9.1%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

На Варшавском шоссе теперь можно легально ехать 70 км/ч Правда, не на всей...
545
Навестите родителей и друзей! Ежегодно пассажирский поток в дни зимних торжеств...
510
По одному составу в день снимают с расписания 9 декабря отменяются поезда № 123/124...
567
В соответствии с постановлением Совмина № 579, до 2025 года планируется электрифицировать...
438
В 2019 году ваши доходы:







Ответить