Цены выше…
Еще несколько лет назад в Беларуси были относительно доступны новые «бюджетники». Представители среднего класса с месячным доходом в 500 долларов и выше могли позволить себе купить в салоне автомобиль стоимостью 10-15 тысяч у. е., в кредит, в лизинг или даже за полную стоимость. Весьма популярными были машины российской сборки – «Volkswagen Polo», «Renault Sandero», «Skoda Rapid», «Lada Vesta». Однако ситуация на рынке за последний год резко изменилась. Санкции и уход западных компаний крайне болезненно сказались на состоянии автомобильного рынка. Остановка конвейеров в России вызвала обвал продаж машин в Беларуси. Что, в свою очередь, сопровождается ростом цен на новые «бюджетники». Вот лишь несколько примеров соотношения цен на некогда популярные модели в нашей стране и в Европе. Так, за ранее считавшийся условно бюджетным «Renault Duster» (в брестском автосалоне он стоил год назад 17-20 тысяч долларов) нынче просят 35 000 у. е. При том, что в Польше такая же машина может обойтись в сумму порядка 22 тысяч евро, в Германии – около 24 тысяч евро. Похожая ситуация и с автомобилями других производителей.
…предложений меньше
Сейчас в большинстве автосалонов наблюдается стойкое затишье. Предлагаемый модельный ряд заметно поредел. «Бюджетники», в основном, были раскуплены еще в марте-апреле. Из того, что могут предложить салоны, как правило, машины в ценовой категории выше 30 тысяч у.е. Так, в автоцентре по продаже «Kia» на улице 28 Июля в Бресте, куда мы заглянули на днях, стоит лишь одинокий «Seltos» за… 90 000 рублей. Сотрудник центра Вячеслав говорит, что можно заказать другие машины, но только от 100 000 рублей. Самые ходовые и популярные до февраля 2022 года «Kia Rio» – нынче предел мечтаний. Их, напомним, брестчане могли покупать за 12 тысяч у.е. Многим нравилось соотношение цены и качества. Но после того, как заводы по производству «корейцев» в России закрылись, относительно доступными для белорусов остаются «Lada» и «Renault Logan» – вот только цены на эти модели также заметно подскочили.
«Вторичка» вторит…
Вторичный рынок авто также отреагировал повышением стоимости и сокращением числа свежих предложений. В среднем машины категории «б/у» поднялись в цене процентов на 20. Некоторые считают, что это не предел. Но в любом случае вариант покупки авто с пробегом становится более реалистичным, нежели приобретение в салоне. То бишь, мы потихоньку возвращаемся в 90-е – начало 2000-х, когда на гребне популярности были т. наз. перегонщики. Людям становится выгодней ввозить автомобили самостоятельно, чем покупать их у официальных дилеров.
Комментарий по поводу
«В 2022 году, это надо четко понимать, произошло существенное уменьшение выбора новых автомобилей, которые к тому же из-за санкций, дефицита комплектующих и нестабильности на валютном рынке резко подорожали, – говорит представитель Белорусской автомобильной ассоциации Игорь Шляжко. – Еще 5-6 лет назад самыми популярными брендами на белорусском авторынке были «Volkswagen», «Renault», «Nissan», «Skoda». Причем пользовались популярностью не только автомобили российской, но и европейской сборки. Около 85% новых автомобилей наши автодилеры ввозили из России. Когда российские производители столкнулись с дефицитом комплектующих, они в феврале примерно на 20% подняли цены, что отразилось и на белорусском рынке. Кроме того, росту цен способствует тот факт, что курс российского рубля укрепился к белорусскому процентов на 30. В то же время цены на автомобили в Европе ниже, чем в Беларуси. Если на внутреннем рынке не будет ни достаточного выбора авто, ни приемлемых цен, белорусы с высокой вероятностью будут ездить за автомобилями в Европу».

Языком цифр
Из-за санкций авторынок Беларуси переживает сложные времена. По данным БАА, продажи новых легковых авто за первые восемь месяцев в Беларуси упали почти на треть. К августу авторынок в целом сократился на 83% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года – все из-за роста цен и недоступности кредитов. А средний ценник вырос на 25-27%. Белорусская автомобильная ассоциация прогнозирует, что в ближайшее время новые машины могут стать дефицитом. Сокращается и ассортимент предлагаемых авто: если в прошлом году белорусы могли выбирать из 112 новых моделей, то сейчас количество вариантов сократилось до 36.
В целом же ситуация на авторынке Беларуси довольно сложная: новых машин становится все меньше, дилеры, по их словам, «в поисках альтернативных источников поставок через другие регионы». Эксперты рынка поясняют: многие дилеры сейчас находятся в условиях, когда санкции, под которые попал российский авторынок, формально не затронули Беларусь. Но на самом деле новых автомобилей – как произведенных в России, так и ввезенных через нее, за исключением уже упомянутых «Lada» и «Renault Logan» – в нашей стране практически не осталось.
Средний чек на СТО вырос
Перебои с поставками запчастей не могли не сказаться и на работе автосервисов, и на их ценниках. Автомобилисты в брестских пабликах все чаще жалуются на нехватку оригинальных амортизаторов и рычагов подвески, тормозных колодок и цилиндров. Возникли и сложности с комплектующими. Запасы на складах заканчиваются, очередную партию «еще не подвезли», а «когда подвезут, никто не знает».
«Если раньше (до февраля 2022 года. – Ред.) мы могли заказывать у оптовиков, допустим, ремкомплект для тормозной системы, который приходил к нам в тот же день, максимум на следующий, и стоил в районе 35-40 рублей, то теперь такой же обходится более чем в 100 рублей, и ожидать его приходится 5-7 дней. То есть, мало того, что средний чек вырос в два-три раза, так еще и время ожидания увеличилось на неделю», – рассказал нам старший мастер одной из брестских СТО.
Очевидно, что расплачиваться за все это приходится не только самим станциям техобслуживания, но, в первую очередь, автовладельцам, привыкшим за последние годы к налаженному сервису. Клиенты СТО жалуются не только на выросшие цены на запчасти и услуги, но и на увеличившееся время сервисного обслуживания. Если раньше замена расходников занимала 2-3 часа, то теперь эта процедура может растянуться на несколько дней. Самое неприятное, что за выросшее время ожидания приходится переплачивать самим автомобилистам, поскольку дополнительные человеко-часы, которые машина проводит на подъемнике, пока мастер ищет дефицитные запчасти и комплектующие, включают в итоговый счет.
Владелец сравнительно недорогой иномарки поделился ценниками на некоторые запчасти в Бресте и в Бяла-Подляске. Сравнение оказалось не в нашу пользу. Так, стоимость клапанов для газораспределения к «Volkswagen Passat» в Польше составляет 370 злотых (примерно 200 белорусских рублей), у нас – 1150 рублей. А ведь до 2022 года эти запчасти спокойно можно было приобрести в Беларуси за 250-280 рублей.
По данным Белстата, инфляция за 10 месяцев наиболее сильно ударила по автомобильной отрасли. Особенно выросли цены на моторное масло (+59,63%), запчасти к транспортным средствам (+57,39%), легковые автомобили (+39,44%) и моющие средства по уходу за автомобилями (+35,15%).
АЛЕКСЕЙ ВЕЧЕР
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.