Вообще-то, власти говорят об этом с 2018 года. Сменилось уже три премьер-министра, а проблема, волнующая широкую автомобильную общественность, так и осталась нерешенной. Похоже, идеального решения нет, а непопулярные шаги власти сейчас делать опасаются. Нынешняя система уплаты сбора, привязанная к прохождению техосмотра, порождает многочисленные жалобы, а найти более справедливый механизм участия владельцев авто в финансировании дорожной инфраструктуры правительство пока не может.
«Все вопросы, которые вы вынесли на сотне страниц президенту, лежат в плоскости парламента и правительства. Вот давайте их и решайте, как в цивилизованном обществе», — сказал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам совещания по вопросу взимания дорожного сбора.
«Мы пришли к общему консолидированному мнению: для организаций и юрлиц оставить существующий порядок взимания госпошлины со снижением ставок до 20%. Для физлиц решено упразднить госпошлину, трансформировав ее в обязательную плату за пользование дорожной инфраструктурой, которая будет вноситься вне зависимости от техосмотра. Причем оплата будет дифференцированной, с минимальным сроком – месяц. Ставка для граждан будет снижена на 10%. Всех, кто не платит, предлагается не штрафовать, а применять для них повышающие ставки. Должниками будут заниматься органы исполнительного производства»
Игорь КОМАРОВСКИЙ, председатель постоянной комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту и связи ПП НС.
Цена вопроса
Согласно данным правительства, средний размер пошлины для физлиц составляет сейчас 7,45 базовой величины, или 201,15 рубля в год.
Подъемная ли это сумма? Если в глубинке, то это треть средней зарплаты. Реальной, а не той, которую рисуют в радужных отчетах наши чиновники. Вроде бы не так много. Но вот незадача: автовладельцы перестали проходить техосмотр. С каждым годом число тех, кто проходит, по данным ГАИ, уменьшается на 10-15 процентов. Сейчас с пройденным ТО ездит, по данным ГАИ, лишь каждый пятый. А глава Совмина говорит: можно не торопиться. Да, можно, конечно, если ударить штрафами по «нерадивым» водителям, компенсируя, таким образом, недостаток средств в бюджете. Для этого вряд ли станут «сверяться с народом». Правда, пойдут ли «штрафные» деньги на дороги или их направят, к примеру, на содержание силовых структур, еще вопрос.
«Действующая форма уплаты госпошлины — она существует, ее надо платить. Это те суммы, которые являются достаточно подъемными. Поэтому сказать, что нас что-то поторапливает, не могу. Но, конечно, будем все это делать оперативно, потому что основная работа по вычленению наиболее приемлемых вариантов уже проделана. Надо только еще раз их обсудить, чтобы свериться с народом»
Роман ГОЛОВЧЕНКО, премьер-министр Беларуси.
Между тем, в условиях такой неопределенности Минфин при планировании доходов и расходов на будущий год решил не закладывать в бюджет поступления от уплаты дорожного сбора. Проект бюджета изначально был сверстан с учетом приостановки взимания госпошлины за допуск к участию в дорожном движении. В этом случае казна в будущем году может недополучить почти 200 млн рублей. К слову, расходы республиканского дорожного фонда планируются в объеме 760 млн рублей. Эти деньги нужно будет направить на погашение взятых кредитов, содержание, ремонт и строительство дорог, как республиканских, так и местных. Если владельцы транспортных средств не будут участвовать в финансировании дорожной сети, это бремя ляжет практически в полном объеме на республиканский бюджет. Который, к слову, на будущий год формируется с дефицитом. И не факт, что правительство решится его увеличить путем отмены взимания госпошлины.

Пути решения
Последние два года на слуху было три варианта решения вопроса о том, как автомобилисты должны участвовать в финансировании дорожной инфраструктуры.
Вариант первый (самый простой для правительства) — все оставить как есть. Минусы: несправедливость по отношению к тем, кто редко пользуется автомобилем (интенсивность езды никак не влияет на величину сбора), низкая эффективность (большинство элементарно игнорирует этот сбор, а вместе с ним и техосмотр).
Вариант второй – позволить автовладельцам самостоятельно уплачивать сбор (без привязки к ТО) за то количество месяцев, когда они используют дорожную инфраструктуру. Минусы: сложная и дорогостоящая система контроля, эффект от которой не гарантирован. И, опять-таки: кто-то за месяц наезжает 5000 км, а кто-то 5 км.
Наконец, третий вариант — включить дорожный сбор в стоимость топлива. Довольно простой способ собираемости госпошлины. По нему идут многие страны. Однако белорусские власти на этот шаг никак не решатся. Среди минусов называют неизбежное подорожание самого топлива. А значит, по цепочке вырастут затраты предприятий на транспортные услуги и цены для всех категорий граждан.
Учитывая существующий опыт, можно однозначно утверждать, что любые обязательные платежи впредь не должны быть увязаны с иными другими обязанностями, касающимися эксплуатации транспортных средств, в том числе заключением договора обязательного страхования, регистрации транспортных средств, прохождением гостехосмотра.
При расчете размера платы за пользование дорожной инфраструктурой, на мой взгляд, необходимо учитывать интенсивность эксплуатации транспортных средств, степень их влияния на состояние дорожного покрытия, принимая во внимание их весогабаритные характеристики. В случае изменения системы взимания упомянутой платы следует учесть интересы добросовестных автовладельцев, уплативших государственную пошлину при прохождении гостехосмотра и имеющих разрешение на участие в дорожном движении.
Владимир НАДЕИН, директор СУП «БелАвтоТест-Запад».
От редакции
Вряд ли существует идеальное решение «дорожного вопроса». Найти такую систему уплаты пошлины, которая бы нравилась всем, невозможно. Самый популярный путь – освободить граждан от финансирования дорожной инфраструктуры и переложить все расходы на бюджет, как уже было до 2014 года. Но путь не самый лучший. Если лишить условный дорожный фонд дополнительного источника, дырок сразу станет больше, не только в дорожном фонде, но и на асфальте. На наш взгляд, включение сбора в стоимость топлива является оптимальным. Во-первых, это более-менее справедливо. Кто больше ездит, больше платит. Во-вторых, никаких издержек на систему контроля. Все происходит, можно сказать, в автоматическом режиме, на АЗС. Кстати, в нынешней ситуации отдельно собирать этот сбор будет еще сложнее. На фоне политического кризиса, когда звучат призывы не платить государству за услуги, откажутся проходить техосмотр даже те, кто ранее проходил и, соответственно, платил за дороги. Ну, а в-третьих, для самих автовладельцев включение платы за дороги в цену топлива не так заметно ударит по карману. Одно дело – разовый сбор – 200-250 рублей и совсем другое – прибавка в 10-15 копеек к стоимости топлива. Впрочем, это только наши размышления…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.