01 декабря 2019
В начале ноября польский сейм почти единогласно проголосовал за внесение изменений в правила дорожного движения. Некоторые из них вступили в силу уже 25 ноября, а остальные будут обязательны для соблюдения водителями с 1 января нового года. Ниже - обзор семи наиболее актуальных изменений с пояснениями, как вести себя на дорогах наших соседей, чтобы избежать наказания.
1. Уже с ноября в обязанности водителей на территории Польши входит создание так называемого коридора жизни для нужд полиции, спасателей или скорой помощи. Это значит, что в случае затора на дороге водитель обязан держаться как можно правее относительно центра проезжей части, насколько позволяет ширина асфальтного покрытия. При наличии двухполосного движения (и более) в том же самом направлении машины, движущиеся по крайнему левому ряду, обязаны держаться левой стороны проезжей части, а все остальные съезжают на правую сторону, тем самым создавая коридор. Не стоит напоминать, что использование «коридора жизни» с целью проскочить пробку или выехать из нее в обратном направлении, мягко говоря, не приветствуются и будут караться.
2. Также теперь автолюбителей уже закон обязывает к поочередному движению при сужении проезжей части дороги, ранее это было негласным правилом водителей. Если вы, допустим, двигаетесь по крайней правой полосе и на соседней левой происходит сужение, вы обязаны пропустить один автомобиль с левой полосы впереди себя. Но только один. Не стоит быть «доброй душой» и пропускать всех подряд, тем самым создавая затор. И опять-таки, с другой стороны, если сужение дороги возникло перед вами, то не стоит вклиниваться изо всех сил задолго до возникшего перед вами препятствия. Непосредственно перед сужением вас пропустят, а если нет, то штраф за такое нарушение, как и за несоздание «коридора жизни», может составить от 20 до 500 злотых. Величина штрафа зависит от степени созданной опасности жизням и затруднений дорожному движению.
3. Полиция тоже с 7 ноября начала вести себя по-другому. Стражам порядка с целью контроля скорости и обеспечения безопасности дорожного движения теперь разрешено размещать служебные автомобили (будь то с обозначениями, будь то без) в любом месте, даже «где это запрещено, но не создает опасности участникам дорожного движения». Означает это, что доблестные блюстители порядка на дорогах вновь начнут «прятаться» и аргумент «пшепрашам, але пан тут сховал се и здесь вообще остановка и стоянка запрещена» - не прокатит.
4. Также обычный дорожный контроль может вылиться теперь для водителя в штраф до 500 злотых, а если дело дойдет до суда, то и до 3000 злотых, если управляющий транспортным средством и пассажиры не будут следовать указаниям полицейского. Если вас остановили, то запрещается выходить из машины, нужно держать руки на руле, не совершать резких движений и строго выполнять указания инспектора. Он имеет право попросить вас открыть багажник, капот, заглянуть в салон и списать показания счетчика пробега (последнее они будут делать с 1 января регулярно, дабы поймать за руку недобросовестных любителей «подкрутить» километры). Вы же имеете право попросить его показать вам удостоверение сотрудника полиции.
5. Единственный случай, когда полицейский не обязан вам показывать свое удостоверение личности, это тест на алкоголь в рамках программы «трезвый водитель». Теперь «дунуть в трубочку» могут попросить также и пассажира, но только в том случае, если у инспектора есть неопровержимые доказательства, что перед этим пассажир управлял транспортным средством.
6. В то же время появится возможность уплатить штраф на месте с помощью пластиковой карты, для этого нарушителю будет разрешено сесть в салон полицейской машины. Ранее садиться внутрь запрещалось.
7. Уместно напомнить, что остановить с целью проверки водителя в Польше могут следующие службы: полиция, инспекция дорожного транспорта, военная жандармерия, пограничная служба, таможенная служба, лесная охрана, служба охраны окружающей среды и «дорожники» в присутствии полицейского. Все они имеют право снимать показания счетчика пробега (с 1 января 2020 года), что означает на практике также и возможность осмотра автомобиля не только снаружи, но и изнутри.
АЛЕКСЕЙ КАРТАШОВ