15 ноя / 2018
Кто в Бресте «изобретет» велосипед?

24 апреля 2009

Брест превращается в европейский город. С этим высказыванием сложно не согласиться, наблюдая за темпами городского преображения: обновляемся, расширяемся, благоустраиваемся. По всем приметам становимся, как и запланировано, роскошными западными «воротами» страны. Отмечают это и многочисленные гости с того самого Запада, гуляя в составе официальных делегаций по улицам с уже отреставрированными домами. Но их наблюдательный глаз нет-нет да заметит, что до полноты европейской картины чего-то не хватает. Один из таких моментов - отсутствие в центре города велосипедных дорожек. Как следствие, велосипедист в сердце Бреста – редкость необыкновенная.

Подобные замечания для нашего менталитета кажутся пустяковыми и несущественными: подумаешь, тут более важных проблем невпроворот. А ведь, согласитесь, и дышать легче будет, и крутить педали – куда как полезнее для здоровья.

Дышать в центре, правда, уже практически нечем. По информации горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, автотранспорт выбрасывает в атмосферу Бреста ежегодно более 10 тысяч тонн (!) загрязняющих веществ (для сравнения: все вместе взятые предприятия города – около 3,5 тысячи тонн в год). Не время ли и вправду задуматься, что мы вдыхаем и как все это влияет на наше здоровье. Частичное решение давно назревшего экологического вопроса лежит на поверхности: давайте просто пересядем на велосипеды.

Обманчивая легкость бытия

Но подобная простота – кажущаяся. Во-первых, не так-то легко нашего брата, относительно недавно привыкшего к легковому комфорту, заставить крутить педали. Да и мысли, типа «А что соседи подумают?», «А как же престиж и имидж?» и так далее, отталкивают от подобного энтузиазма. Во-вторых, условий для езды на вело в городе пока попросту нет. Так что любителям приходится катить в основном по краю проезжей части. По правилам, метр от обочины – зона велосипедиста. Но попробуй убедить в этом наших автомобилистов. В ездоке на двух колесах большинство из них видят только одно – помеху. Вот и получаем статистику ГАИ УВД облисполкома: в 2008 году в области совершено 95 ДТП с участием велосипедистов (21 случай – трагический). Да и сами велосипедисты, честно сказать, не очень Правилам дорожного движения подчиняются: 48 из вышеуказанных происшествий случились именно по их вине. Вот вам вырисовывается и еще одна проблема – культура поведения на дороге. Пока участники движения не научатся друг к другу относиться терпимее, ездить на велосипедах по нашим дорогам будет особенно опасно.

Ну, а менять подобную психологию поведения на дороге нужно все-таки с создания условий для езды на велосипеде.

В той же Германии, где велосипедистов тьма, при невозможности предоставить под велодорожку отдельную трассу пешеходную зону делят сплошной линией на две части, картинкой обозначая, кому по какой половине передвигаться. (Кстати, используя достоинства столь популярной в городе цветной плитки, можно было бы на той же Советской дорожку для велосипедистов роскошно «промаркировать». И не приходилось бы им тогда небезопасно лавировать между прогуливающимися пешеходами.)

А еще немцы попросту метр края проезжей части маркируют спецразметкой. И пусть только попробуют автомобили забраться на чужую территорию – штрафы за подобные нарушения немалые…

Ссылаясь на невозможность дальнейшего расширения наших улиц (особенно в центре города), может, и в Бресте на большинстве дорог подобную разметку нанести? По крайней мере, водители будут уже наверняка знать, что есть и такие участники движения.

Подобную мысль журналист высказал директору КУП «УКС Брестского городского ЖКХ» Михаилу Божко, в чьей компетенции исполнительская часть строительства новых дорог в городе. И это пришлось ему очень даже по душе: «Идея хорошая, и, если ГАИ в техусловиях нам это прорисует, будем делать и такие велодорожки».

Правда, Михаил Васильевич проблемы все же недопонимал: «Так все-таки мы неплохо живем, если для полного счастья нам в городе только велодорожки не хватает. И находят же люди время, чтобы еще и на велосипеде ездить. Есть тысяча вопросов, которые более важны». Пришлось пояснять, что велосипедом можно и вместо привычного транспорта пользоваться.

Барьеры «безбарьерной среды»

Потом Михаил Божко не без удовольствия напомнил, что новые городские улицы (проспект Республики, улицы Октябрьской Революции, Суворова) велодорожками уже обустроены.

Согласен - это, несомненно, начало прорыва в данном вопросе. Но вот беда: мало кто из велосипедистов пользуется услугами современных «именных» трасс. Все почему-то по привычке катят по краю проезжей части. Оказывается, всему виной так называемая «безбарьерная среда», призванная обеспечить облегченный проезд пересечения велодорожки и проезжей части. На самом деле на подобных перекрестках все-таки приходится преодолевать бордюры высотой в 15 сантиметров. И такие препятствия на той же улице Октябрьской Революции (со стороны гребного канала) встречаются 14 раз. Понятно, что ехать вприпрыжку не очень удобно. Вот и выбирают дорогу поровнее - по соседству.

По поводу же барьеров Михаил Божко пояснил: «Никакой отсебятины при строительстве. Все запроектировано и выполнено согласно строительным нормам и правилам». И все-таки (да не обидится на меня уважаемый Михаил Васильевич) безбарьерную «отсебятину» в городе обнаружить несложно: встречаются (и нередко) места плавного перехода тротуара в проезжую часть. Значит, все-таки можем для удобства пешеходов и велосипедистов отойти от норм СНиПов! Но вот при строительстве первых солидных велодорожек на подобное, увы, не отважились.

Выходит, чтобы хоть как-то повлиять на нормы высот «безбарьерной среды», нужно попросту организовать велотур для всех причастных к проектированию и строительству велодорожек в Бресте. Для начала сделать это где-нибудь на Западе (чтобы сразу не отпугнуть от активного образа жизни), а потом предложить прокатиться и по «творениям» собственных рук. Думаю, тогда СНиПы по этой тематике будут быстро пересмотрены.

Вопрос «велосипедизации» города пока не поднимался в высоких кабинетах. Интенсивно решаем вопросы стоянок и пробок в центре загазованного Бреста. Но уверен: не за горами время, когда крутить педали станет делом обычным и для брестчан. Ну не настолько же мы враги своему здоровью!

Александр Кульбака

9480
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В связи со вступлением в силу новой редакции «Закона о СМИ» от 2018 года, на сайте vb.by...
1594
Сегодня, когда над Брестом вовсю сияет солнце и пригревает «бабье лето», в ясном...
1566
И не только белорусских! Сотрудниками ГУБОПИК по Брестской области задержали троих...
1579
Об этом рассказал журналистам мэр Бреста Александр Рогачук во время посещения...
2450
В Польше вспышка кори. Вы привиты?






Ответить
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить