17 сен / 2019

Не за страх, а за сон

Проект "Вече «Вечерки»"

21 февраля 2014

Говорят, хорош тот семейный бюджет, который не стонет под гнетом непредвиденных расходов. К сожалению, такое бывает крайне редко. Как правило, с каждым из нас хоть раз в жизни случается некий форс-мажор, требующий срочных, незапланированных и явно не символичных отчислений. Порой они становятся настоящим шоком, заставляющим земляков хвататься за скользкую кредитную соломинку. Дабы избежать подобных финансовых катаклизмов, мир придумал систему социального страхования. Как она работает в Бресте и регионе? Что нового могут предложить гражданам страховые компании? Готовы ли наши люди к тому, чтобы страховать свои риски? Обо всем этом мы говорили на редакционном вече с представителями соответствующих структур. В разговоре принимали участие руководитель городского представительства УСП «Белгосстрах» Людмила БЕЛЯЕВА, заместитель директора областного представительства страховой компании «ТАСК» Николай ХАРИТОНОВИЧ, начальник отдела страхования представительства ЗАСО «Промтрансинвест» Марина КАРПУК и начальник сектора урегулирования убытков этого же представительства Елена САПРОНОВА.

Имущество больше чем жизнь?

«ВБ»: У многих сложилось стойкое убеждение, что само слово «страхование» имеет общий корень со словом «страх». Мол, люди вынуждены платить страховым компаниям лишь потому, что боятся потерять имущество, какие-то блага и т. д. С другой стороны, страховать свою жизнь и здоровье у нас не очень-то принято.

Л. Беляева: Действительно, за прошлый год число договоров по страхованию имущества выросло на 150 %. Количество страхований, связанных с жизнью и здоровьем, осталось практически на том же уровне, что и год назад. О чем это говорит? Увы, менталитет нашего населения таков: дом, автомобиль я еще застрахую, а себя не буду. Это пока что не является престижным. Хотя я думаю, что пройдет несколько лет, и ситуация начнет меняться, приближаясь к европейским стандартам. Когда разговариваешь с людьми более молодого возраста, они уже лучше понимают преимущества комплексного страхования, чем старшее поколение.

Н. Харитонович: Наша компания начинала работать на рынке 22 года назад с обслуживания пассажирских и грузоперевозок. Страхование грузов было и остается одним из наших приоритетных направлений. Но сегодня мы работаем и с физическими лицами. Наиболее популярным видом по-прежнему является страхование зданий, строений. Причем тенденция сейчас такова, что люди гораздо больше хотят страховать квартиры в многоквартирных домах, чем, допустим, коттеджи, расположенные в частном секторе.

«ВБ»: Интересно, почему?

М. Карпук: Дело в том, что, по статистике, риск пострадать от действий соседей в многоэтажке гораздо выше. А стихийные бедствия у нас все же не очень часто происходят. К тому же надо иметь в виду: страховать можно не только собственную квартиру, но и свою ответственность перед соседями на случай залива или каких-то иных форс-мажорных обстоятельств. То есть, если соседи пострадали по вашей вине, им возместит ущерб страховая компания.

Е. Сапронова: И еще хочу добавить такой момент. В частном домовладении введено обязательное страхование, собственники коттеджей в любом случае должны этот договор заключать. Другое дело, что при «обязаловке» пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба лишь в размере 50 % от понесенных затрат. Тогда как при добровольном страховании компания возмещает все 100 %.

«ВБ»: Допустим, человек застраховал жилье, а соседи сверху его залили – в общем-то, банальная ситуация. Что делать страхователю, чтобы получить свою выплату? Расскажите, пожалуйста, подробней.

М. Карпук: В первую очередь, необходимо установить факт залива. Для этого нужно обратиться в ЖЭС, специалисты которого придут на место, осмотрят залитое помещение, составят акт. В акте должен быть обязательно указан виновник ваших неприятностей. Не всегда этим виновником является сосед сверху.

«ВБ»: Ну, если человек живет на верхнем этаже, понятно...

М. Карпук: Не только. Вполне может быть ситуация, когда залив произошел по причине разрыва коммуникаций. Элементарно ржавая труба дала течь... Кстати, подобный случай имел место на днях. Лопнула труба общего пользования, которую давно надо было заменить, в результате пострадали жильцы одной из квартир. Квартира была застрахована. Так вот, работники ЖЭСа написали в акте, что виновато во всем ЖРЭУ, то бишь их вышестоящая организация. Такое тоже бывает. Но в любом случае, когда акт составлен, это еще не все. Согласно законодательству, должно пройти две недели, прежде чем комиссия ЖЭСа составит так называемый дефектный акт (где отражены конкретные дефекты, которые на тот момент проявились). Вот с этим документом, а также страховым соглашением, техпаспортом квартиры и личным паспортом вы можете обращаться в страховую компанию, после чего будет оценен нанесенный вам ущерб, исходя из стоимости стройматериалов и работы по приведению жилого помещения в надлежащее состояние.

Автострахование: не пытайтесь обмануть компании

«ВБ»: Давайте перейдем к теме автострахования. Насколько популярен сегодня полис «АВТОКАСКО»?

Н. Харитонович: Юридические лица практически всегда имеют данный полис. Они страхуют все: гражданскую ответственность, имущество, технику, у них всегда есть «зеленая карта». Впрочем, наша фирма не дает возможности страховать «АВТОКАСКО» по частям. С физлицами немного труднее, хотя тенденции последнего времени складываются в пользу индивидуального страхования по этому полису.

«ВБ»: Наболевшая тема – получение страховки после ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции…

Н. Харитонович: Да, сегодня такая практика существует. При условии, что нанесенный ущерб по обоюдному согласию участников ДТП не превышает 200 евро.

«ВБ»: А как на месте оценить размер ущерба?

Н. Харитонович: Точно – никак. Все делается на глаз. Тут можно или угадать, или прогадать. Если у вас нет разногласий по сумме, вы приходите к нам и заявляете эту сумму. Страховые компании с помощью своих экспертов пересчитывают ущерб. Допустим, вы заявили максимальную сумму в 200 евро. А ущерб нанесен на триста. ГАИ не вызывали, значит, получите только двести. А если ущерб меньше (к примеру, 150 евро), то мы и выплатим 150 евро.

Е. Сапронова: К сожалению, вызвать на место ДТП эксперта нельзя – нет такой практики. Но в последнее время активно говорят об увеличении денежного «окошка» в два раза или даже больше. Суммы пока не озвучиваются, но сам процесс запущен.

«ВБ»: На что следует обратить внимание тем участникам ДТП, кто привык решать вопросы на месте?

Е. Сапронова: Участникам ДТП нужно быть предельно внимательными, если они решат разобраться в ситуации без ГАИ. Для начала обязательно проверьте наличие действующей страховки у другого участника. «Автогражданка» обязательна для водителей, но нередки случаи, когда хозяева авто, скажем, забывали проплатить вторую часть страховки. Следующий момент. Страховые компании пристально следят за ценами на те или иные работы на официальных СТО и при выплате компенсаций исходят именно из этих расценок. К тому же эксперты всегда учитывают эксплуатационный износ вашего авто – чем старше машина, тем, вероятно, в меньшую сумму будет оценен ущерб. Допустим, автомобилю помяли бампер. Мы за него выплатим. Но, скажем, за ржавчину, которая появилась на бампере от многих лет использования, страховая платить не собирается. Особо замечу, что такой облегченный порядок получения страховки за ДТП рассчитан на честных людей. У нас бывали случаи откровенного мошенничества, но компании, как правило, их легко выявляют. Кроме того, заполняя извещение в страховую компанию, вы должны быть морально готовы к тому, что наши эксперты будут проводить свое расследование. К тому же страховщики не рассматривают случаи, когда хозяином двух (или более) автомобилей, пострадавших в ДТП, является одно физическое лицо. Условно говоря, если сын на папиной машине ударил другую папину машину, страховку получить не получится. В то же время если пострадавшие являются членами семьи, а машины оформлены на разных физлиц, то компенсация будет выплачена.

«ВБ»: В России есть закон, согласно которому ДТП на территории предприятия не подпадает под понятие «страховой случай». А как у нас?

Е. Сапронова: В таких случаях белорусские страховые компании выплачивают компенсацию в общем порядке. Разницы, где случилась авария, нет.

Н. Харитонович: К нам очень часто обращаются по поводу того, что автомобиль, въезжая на территорию предприятия, зацепил ворота или припаркованные машины. В таких случаях страховые выплаты будут сделаны не только за автомобиль, но и за ворота и другие машины.

«ВБ»: А если водитель фуры зацепит машиной или прицепом мост?

Е. Сапронова: В таких случаях обычно виноват водитель, потому что не рассчитал габариты своего транспортного средства. Своя страховка ему не поможет. Но, если в месте аварии отсутствуют положенные знаки и разметка, пострадавший вправе через суд требовать возмещения ущерба. Есть вариант, при котором ответственная за место аварии организация имеет страховку по гражданской ответственности. Тогда компенсацию выплатит ее страховая фирма.

Л. Беляева: Уточню небольшую деталь: если подобная авария подпадает под страховой случай «АВТОКАСКО», то компенсация будет выплачена и той фирмой, в которой работает водитель фуры.

«ВБ»: Какие риски учитываются при оформлении полиса?

Л. Беляева: Практически все. От угона до взрыва…

Н. Харитонович: В каждой компании по-своему.

«ВБ»: А за кражу или утерю номерного знака компенсация предусмотрена?

Н. Харитонович: Отдельно – нет.

Е. Сапронова: Номерной знак является собственностью государства, потому отдельно его утеря или кража не оплачивается. Если же знак был поврежден или утерян при попытке угона, тогда его стоимость включается в итоговую сумму выплат.

Подробности читайте в свежем выпуске «Вечерки» за 21 февраля.


3176
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В преддверии празднования 1000-летия первого летописного упоминания Берестья редакция...
1596
Закон № 362-3 от 11 мая 2016 г., подписанный президентом Беларуси, внес в некоторые...
2415
Город – это живой организм, а дороги – его кровеносная система. Развивающийся...
3258
Внутренний голос болельщика вот уж пару лет упорно твердит: брестский спорт в командных...
4519
В какой мере вам интересны грядущие выборы в Палату представителей НС РБ?







Ответить