19 ноя / 2019
19 ноя / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
11°
13°
БРЕСТ
11°
13°

Кластер власти. «Кесарю – кесарево»?

20 октября 2018

На этой неделе Минск стал эпицентром эпохальных событий. Священный синод РПЦ (впервые, кстати, собравшись на заседание в столице нашей страны) принял жесткое решение - полностью разорвать евхаристические отношения с Константинопольским патриархатом.

Новости Бреста

Причиной стал процесс предоставления автокефалии украинской церкви. В одной из своих минских речей патриарх Кирилл заявил буквально следующее: «На братской украинской земле... враг рода человеческого ополчился на церковь православную». Белорусским властям с их претензиями на многовекторность внешней политики, донорство стабильности, особую роль в урегулировании конфликта в Украине лучше было бы дистанцироваться от этих церковных распрей. Но попробуй дистанцируйся, когда БПЦ - по сути, часть Русской православной церкви. А та, в свою очередь, находится на позициях, очень близких к официальному курсу Кремля.

Да, можно сколько угодно твердить на словах о невмешательстве государства в церковные дела и святой церкви в политику. Но увы, на деле все в наших широтах выглядит совершенно иначе. Главный институт веры по-прежнему, как и 1000 лет назад, - серьезный инструмент в борьбе за власть, решении геополитических споров. Судите сами. Именно в Константинополе в начале четвертого века родилась идея поставить церковь Христову на службу императорской власти, официально закрепленная на Никейском соборе. Тем самым иерархи (в обмен на лояльность) уже тогда по сути отреклись от известных слов Христа - «кесарю кесарево, богу богово», став «людьми государевыми». В конце века шестнадцатого (1589 год) Константинопольский патриарх благословил московского митрополита Иова быть Патриархом всея Руси. Было это в недолгое царствие Бориса Годунова. А еще сто лет спустя к канонической территории русского православия (опять-таки по решению Константинопольской патриархии) отнесена была киевская митрополия. Этому событию, стоит заметить, предшествовал «вечный мир» между Московией и Речью Посполитой (1686), в результате которого Киев окончательно (как думали в те далекие времена) перешел под покровительство московских царей. Но прошло еще 300 лет, и перипетии мировой истории привели к образованию независимого украинского государства. Встал вопрос о самостоятельности (иначе говоря, автокефалии) украинской православной церкви. Не все, однако, сию идею разделяли и разделяют. На этой почве, собственно, и возник раскол.

Кого теперь считать раскольниками и как это отразится на положении самой украинской церкви, точнее, трех отдельных друг от друга православных церквей? Этот вопрос по идее должен решаться не в Минске. И даже не в Москве, и не в стольном Царьграде (он же Константинополь, он же нынешний Стамбул, где большинство населения отнюдь не являются приверженцами Христа). Разумеется, наилучшим способом решения имеющихся противоречий мог бы стать совместный круглый стол в Киеве (кстати, колыбели русского и украинского православия), на котором братьям по вере впору договориться, как жить дальше. Но, увы, бал правит большая политика, которая, по мысли одного мудрого философа, есть не искусство решения проблем, а искусство жить с проблемами. Как тут не вспомнить русско-украинскую поговорку «паны дерутся, а у холопов чубы трещат»?

В конце концов, любой гражданин может зайти в любой храм на планете и помолиться там, если посчитает нужным. Но конфликт, о котором идет речь, очевидно, выходит за рамки чисто церковного (или даже межцерковного) противостояния. В него помимо политических сил втягиваются миллионы людей уже не только в Украине. Что, как показывает практика, чревато непредсказуемыми, порой трагическими развязками. А образ Минска как центра миротворчества явно страдает.

Разумеется, можно (хотя и осторожно!) спрогнозировать, что наше руководство постарается не втягивать Беларусь в конфликт РПЦ с Константинопольским патриархатом и Киевом. А в перспективе - осторожно ослаблять влияние Москвы на белорусское православие. Другой вопрос, насколько у наших руководителей хватит и ресурсов, и, как сейчас принято говорить, политической воли? Ведь не раз подчеркивая единство церкви и государства, официальный Минск свято следует древней византийской традиции - обеспечивать тесную связку властей светской и духовной для контроля над общественным мнением. И в этом кроется вызов не только для самой церкви, для ее паствы, но и для людей весьма далеких от религии, живущих обычной мирской жизнью. Достаточно вспомнить, с чего в свое время начиналась хмельнитчина - с криков «наших бьют!». И бить стали всех.

Впрочем, и в рядах РПЦ еще звучат разные голоса. «Модная ныне установка (кругом враги) отравляет прежде всего нас самих. И то, что Патриархия спешит зарываться в эти же окопы, плохо скажется на будущем нашей страны», - такое мнение высказал на днях диакон Андрей Кураев. Его бы слова в уши тем, кто сеет раздор и взаимные обвинения. Как часто говорят христиане всех конфессий, упаси нас Господь от грешных мыслей и от «гнева праведного». А в год 1030-летия крещения Киевской Руси уж тем паче.


3592
1
Меня это радует (0%)
Мне все равно (20%)
Мне это интересно (40%)
Меня это злит (40%)
Станислав
20.10.2018 15:21
ответить ответить с цитатой
И как теперь с огнем благодатным будет?

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Беларусь, как и Россия, стрелки не переводит Из наших ближайших соседей...
610
В Еврокомиссии считают, что страна прилежно исполняет все необходимые обязательства и...
703
В столице Каталонии продолжаются массовые выступления в поддержку осужденных политиков,...
833
В минувшее воскресенье поляки избрали сейм и сенат на предстоящие четыре года. После...
1290
Вы владеете недвижимостью?











Ответить