Она состоялась в погожий день в конце сентября. Но не сомневаюсь, что и сейчас (ноябрь радует солнышком) там все так же много людей, да и зимой, пожалуй, тоже. Набережная Вислы стала очень притягательной для варшавян из-за ее либерализма и «распахнутости» для всех. Здесь одинаково хорошо велосипедистам и скейтбордистам, бомжам, детям, старикам…Тем, кто любит компанию, и заточенным на одиночество даже в таком многолюдном и креативном месте.
Так вот – Сиренка. Бронзовая. Символ и покровительница Варшавы, с ней связано множество легенд и скульптурных воплощений. Эта конкретно – авторства Людвики Ничовой (встречается написание – Ницхова), создана в 1939 году. Интересный факт: моделью для нее послужила молодая женщина-этнограф Кристина Крахельская, которая родилась в семье Яна и Янины Крахельских в родовом имении Мазурки Барановичского уезда. Юность Кристины прошла в Бресте, где ее отцу, в 1926 году ставшему воеводой Полесского воеводства с административным центром в Бресте, был предоставлен особняк на современной улице Пушкинской (здание Генерального консульства РФ в Бресте). Девушка училась в гимназии им. Траугутта (так называемый «старый» корпус БрГУ им. Пушкина), затем в Варшавском университете. Во время Второй мировой войны вступила в ряды подпольной Армии Крайовой и стала активным участником польского Сопротивления.

Статую Сиренки изначально хотели установить на колонне посередине Вислы, но затем все-таки поставили на набережной. Ей уже 80 лет, а она все так же молода и объединяет воедино все это разнородное пространство вдоль Вислы протяженностью несколько километров.
Если сравнивать с Брестом, то в польской столице тоже сравнительно недавно основательно занялись набережной. По ощущениям, здесь особенно не «парились» по поводу красивого ограждения, а сделали акцент на насыщении разнообразными досуговыми объектами.
Первое, на что обратили внимание спутники-варшавяне: эта набережная – единственное такого рода место в городе, где существует официальный «дозвол» на употребление пива. В том числе и поэтому здесь так много молодежи, особенно летом. В этом контексте стоит упомянуть и велосипедистов. Город в целом «велосипедный». Но у людей из этой тусовки, соответствующим образом экипированных и выделяющихся внутренней свободой, есть свои излюбленные места. Одно из них – чрезвычайно популярный бар в конце набережной Вислы, у Гданьского моста. Здесь можно без труда припарковать велик и посидеть в компании с холодным пивом и крутейшим бургером.

Конечно, плавучие кафешки, бары, дискотеки… Одни сезонные, летние, другие круглогодичные. В одну из них приветливые девушки-сотрудницы сопровождают компанию детворы с родителями, судя по репликам – праздновать «на воде» чей-то день рождения. Да, за такие виды с панорамой Вислы и доплатить не жалко.
Названия всех мостов через Вислу, похоже, не все варшавяне знают. Одна из самых запоминающихся, связанных с ними «картинок» — варшавские бомжи (кажется, их было двое). В качестве ПМЖ (какие они после этого, если вдуматься, бомжи?) они облюбовали балки под мостом, где умудрились устроить вполне себе уютное гнездышко. Эти колоритные персонажи стали неотъемлемой частью набережной.

В целом по ходу движения удивляет неистощимость создателей всего этого пространства на выдумки, зачастую незатейливые и не требующие больших вложений. Что стоит, к примеру, снабдить обычные фонари вот такими «парусами». Или превратить пустотелые стволы деревьев-крупномеров в «лазалки» для детей и скамейки для взрослых.
Или сделать прямо посередине набережной небольшой пляж. Не солидный и большой, оборудованный всеми атрибутами для купальщиков. На этом можно просто постоять на песке или расслабиться на сидушке, подставив лицо солнцу и свежему ветру с реки.
А нас еще ожидал знаменитый бургер в баре у «двойного» Гданьского моста – для автомобилей и поездов, на котором надпись: «Рады тебя видеть». Глядя на все это, понимаешь, почему городские власти позиционируют набережную Вислы, как отдельный район Варшавы с его инфраструктурой, атмосферой и культурным пространством.

Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.