12 ноя / 2019
12 ноя / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
11°
БРЕСТ
11°

Город свободного духа

18 октября 2013

Каждую осень мы отправляемся в путь, на поиски новых впечатлений. Прошедший уикенд наш коллектив гулял по Берлину. Когда немецкий гид Надежда справилась о наших предпочтениях по экскурсии, мы ответили почти хором: «Нам интересно все!» И Надежда нас повела в обход традиционных путей. Так мы увидели маленькие берлинские дворики, где ряды мусорных баков закрыты перголой с девичьим виноградом, узнали, почему Берлин исчерчен голубыми и розовыми трубами, прошли под мостом с характерным запахом больших городов…

Берлин дает странное ощущение полной свободы – той самой свободы, к которой мы все стремимся и какая не поддается не только письменному описанию, но едва уловима на уровне ощущений. А Берлин ее дает с первой минуты присутствия. Здесь не чувствуешь себя иностранцем – так сказать, «гостем столицы». Мимо ходят молодые люди в синих кожаных штанах, девушки студенческого вида с фиолетовыми всклокоченными волосами, монахини с ярко-желтыми рюкзаками на спине. Как ни старайся, в такой многоликой толпе никого не удивишь.

А вот Берлин – удивляет. Мощь, разнообразие, динамизм этого города позволяют постоянно открывать в нем что-то новое для себя. И себя открывать – нового…

Небо над Берлином

Можно сколько угодно критиковать Европейский союз, не доверять евро, но отсутствие границ между государствами – самое важное решение стран Шенгенского соглашения. В этом коллектив «Вечерки» в очередной раз убедился, проведя уикенд в Берлине. На то, что мы покинули территорию Польши и оказались в Германии, опустевшие блокпосты лишь намекнули. А вот беспрестанно работающие ветряки просто констатировали этот факт. Пара часов – и мы прибыли в первый пункт нашего путешествия – великолепный Потсдам. Побывать в Берлине и не попасть сюда – непозволительное упущение. Сады Сан-Суси способны перевернуть наше представление об архитектуре и… садоводстве. Зреющий инжир на столь северной широте уводит мыслями в южные страны. А на старинных аллеях невольно думаешь о том, как жили во дворцах и поместьях сотню лет назад. Мы пробыли в Потсдаме недолго – всего пару часов. Но часть группы успела хорошенько заплутать, а предательский навигатор повел людей, быть может, более новыми дорогами, но на деле выяснилось, что этот путь гораздо дальше. Но какое путешествие без приключений? Потсдам задал хороший тон, и мы отправились в Берлин.

Скромное обаяние большого города

Если вы рассчитываете на то, что в центре Берлина вас подхватит и унесет толпой, как это часто случается в подобных городах, то смеем вас разочаровать. Единственное место, где людей действительно много и которое первым стоит в списке любого туриста, посещающего столицу Германии, – восточная сторона Бранденбургских ворот. Люди-статуи, сувенирные развалы. Неожиданно замечаем две полицейские машины. К чему бы это? Все просто: в самом центре площадки перед воротами разлеглась группа иммигрантов, устроивших лежачую голодовку из-за того, что не имеют равных с резидентами страны прав. Полиция никого не трогала, но ситуацию контролировала – если верить отметкам на баннере протестующих, голодовка длилась уже третий день. Правда, уверенности, что на следующий день протест продолжился, у нас нет: к вечеру в Берлине начался сильнейший ливень с громом и молниями. А палаток у протестующих не оказалось.

Берлин… Этот город не всегда поражает с первого взгляда. Ему не характерны шик и блеск других европейских столиц, поэтому многие находят его холодным. Но Берлин – город слишком глубокий и многослойный, чтобы разглядеть его сразу. Каждый уважающий себя гость просто обязан пройтись по бульвару Unter den Linden (изрядно перекопанный ввиду строительства ветки метро), пересечь музейный остров, увидеть знаменитую телебашню, Бранденбургские ворота и Рейхстаг. Если хватит терпения, можно выстоять очередь и попасть на экскурсию в здание, где принимаются судьбоносные для страны и мира решения. Однако это здание, ставшее символом объединенной Германии, эффектно и снаружи в алых листьях осенних кленов под теплым октябрьским солнцем.

Рана, нанесенная городу возведением Берлинской стены, до сих пор не затянулась до конца. Ее след, словно шрам, сейчас пересекает большую часть столицы Германии, а осколки трехметрового бетонного «кордона» сделаны большим культурно-историческим арт-объектом. Сегодня стена уже не страшна, границы между Западом и Востоком стираются, и порой туристу сложно понять, в какой части города он находится. Но бывшая граница все еще незримо присутствует. О ней напоминают и возникающие повсеместно столбы с указанием памятных событий тех времен, и сохранившийся, скорее, как артефакт знаменитый КПП «Чекпойнт Чарли». Здесь вам за умеренную плату могут даже поставить штамп о том, что вы покидаете территорию Восточного Берлина. Осторожно! Не поставьте его в свой действующий паспорт.

Стена изменила судьбу города. Равно как и всей страны. Но это всё известные туристические дорожки, а нам же хочется увидеть другой Берлин.

Власть зеленых

Как и у любой столицы, у Берлина есть свой, непохожий ни на какой другой, облик. И, как показалось, он не в обломках Стены и не в знаменитых воротах. Он – в зеленых зонах этого необычного мегаполиса. Знаменитый парк Тиргартен больше похож на лес среди городских высоток. Автомобили, здания из бетона и стекла, правительственные учреждения – все это границы. Но достаточно сделать десять шагов в сторону от Рейхстага, и начинается густой лес. Поговаривают, что здесь частенько можно встретить зайцев. Не исключено. Тиргартен не похож на привычные белорусам парки. И дело не только в площади, на которой раскинулась зеленая зона – больше 200 га. К каждому дереву здесь столь трепетное отношение, что при дилемме «новая дорожка» или «зеленые насаждения» выбирают последнее. Так, идя по широкой аллее, неожиданно видишь буквально закопанное в асфальт деревце. У нас бы его не задумываясь спилили, но в Берлине так не бывает. Оно осталось расти и, судя по всему, не бедствует. Мало того, каждое деревце находится на строгом учете – к стволу прикреплена табличка с порядковым номером. Чем дальше углубляешься в парк, тем меньше чувствуешь себя в сердце большого города.

С нескольких сторон Тиргартен разрезают городские транспортные магистрали. А в центре его возвышается искрящаяся золотом колонна со статуей Победы, возведенная по приказу Вильгельма I в честь трех побед: Пруссии в Датской войне 1846 года, Австро-прусской войне 1866 года и Франко-прусской войне 1870-1871 гг. А ближе к Бранденбургским воротам встречаешь сквер совершенно иного характера – советские танки и памятник павшим красноармейцам. Здесь? На территории бывшего Западного Берлина? Да, как ни странно. Словно в противовес этому монументу прямо посередине дороги, ведущей к воротам, мы видим статую кричащего человека – своеобразный символ семей, которых разделила Берлинская стена.

S или U?

Если у вас всего 1-2 дня на посещение Берлина, удобней всего перемещаться на общественном транспорте. С присущей немцам пунктуальностью он здесь ходит как часы. На метро сначала необходимо купить билеты. Удивительно, но в Варшаве покупка проездных дается гораздо легче, чем в Берлине. В столице Германии на одной из станций метро мы обнаружили два платежных терминала. Один принимал только металлические деньги, другой – о чудо! – брал и бумажные евро. Устройства, которое позволило бы оплатить банковской картой, мы не нашли. Билет на один день на три зоны – А, В и С – стоит 7,2 евро. Но если вы не собираетесь отправляться, скажем, в Потсдам, можно приобрести билет на две зоны, это гораздо дешевле. Проездной компостируется прямо на станции, на нем отбивается дата, и действует он до 3 часов ночи.

Самый туристический автобус Берлина – номер 100. Он начинает свой путь от знаменитой площади Александрплац и проезжает все известные достопримечательности города. Для осмотра столицы можно сесть на автобус номер 200 – это в том случае, если есть желание посмотреть на Потсдаменплац и «посольский» район. Автобусы двухэтажные, и прогулка на них весьма схожа с туристическими автотурами. Разве что без гида. Оба маршрута заканчиваются на одной остановке – рядом с разрушенным храмом Кайзера Вильгельма, в знаменитом центре западноберлинского шопинга Курфюрстендамм.

Городские электрички и метро, пожалуй, – самый удобный городской транспорт Берлина. Если вы, конечно, сможете расшифровать схему. С ходу это сделать непросто, особенно если в школе изучал не немецкий. Но когда запутанная схема становится понятной, вы можете продолжить путешествие по нехоженым тропам Берлина. А они, уж поверьте, не менее интересны, чем знаменитая Unter den Linden. Буквой S обозначаются надземные электрички, которые всегда останавливаются на старинных, непременно крытых вокзалах. U – берлинское метро. Неглубокое, бесшумное и весьма скромное по своему оформлению.

«Штадт», который построил Siemens

Берлинская подземка увозит нас на запад от центра города. Мы двигаемся буквально наугад по направлению к району Шпандау. Когда-то здесь была знаменитая тюрьма, в которой после войны отбывали свои сроки семь военных преступников. С 1966 года в ней остался лишь один – Рудольф Гесс. После его смерти во избежание паломничества неофашистов строение постройки XIX века сровняли с землей, а на этом месте вырос торговый центр. В нескольких километрах от него сохранилась крепость-цитадель эпохи Возрождения. Но мы направляемся не туда. Недалеко от Шпандау расположился удивительный жилой район Сименсштадт, который сегодня находится под охраной ЮНЕСКО. Попадание в международный список культурного наследия не дворца или замка, а обыкновенного жилого квартала – большая редкость. А в Берлине таких районов два – Сименсштадт и поселок Хуфайзен.

Глядя на надпись «Сименс», с трудом верится, что ему более ста лет. В начале ХХ века этот квартал начал застраиваться огромными производственными зданиями из красного кирпича, а чуть позже здесь появились свои жилые районы для работников корпорации. Этот район должен был стать своего рода «государством в государстве». И он огромен. Рабочий поселок создавался с собственной инфраструктурой – здесь были свои электростанция, водонапорная башня, даже железная дорога. Она-то и была нашей изначальной целью. К сожалению, железнодорожное транспортное сообщение просуществовало недолго. Сегодня доступ к ветке закрыт забором, все станции (а их было четыре или пять) заколочены, о былом величии напоминают разве что сохранившиеся вывески и основательные металлические опоры самой дороги. После войны «Сименс» решил покинуть разделенный надвое город, перебросив свое производство в Мюнхен. Производственные строения были отреставрированы несколько лет назад, а судьба заброшенной железнодорожной ветки, похоже, пока не решена.

Тем не менее этот жилой район представляет собой особую ценность. О нем вкратце рассказывают информационные таблички, обнаруженные рядом со станцией метро. К сожалению, на немецком. Не в пример более поздним архитекторам советской эпохи, Сименсштадт никак нельзя назвать скучным и унылым. Строгие, в стиле модерн, дома практически не повторяются. Живописные полукруглые арки отделяют улицу от дворов. Практически на каждом доме – незатейливый логотип. На небольшой в общем-то территории мы находим две кирхи, детский сад, школу и стадион. Очевидно, что большинство жителей района давно не являются работниками компании. Однако стадион до сих пор носит имя корпорации «Сименс».

…Наш автобус отправляется из Берлина в полночь, и в конце длинного дня создалось впечатление, что ходил по городу не день-два, а гораздо дольше. А это – признак того, что путешествие удалось. Мы не успели увидеть все, но сожалеть об этом не стоит. Просто будет повод вернуться сюда снова.

P. S. Редакция «Вечернего Бреста» благодарит туристическую фирму «Крис» за помощь в организации поездки. 

Катерина Богданова

2138
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Беларусь, как и Россия, стрелки не переводит Из наших ближайших соседей...
566
В Еврокомиссии считают, что страна прилежно исполняет все необходимые обязательства и...
669
В столице Каталонии продолжаются массовые выступления в поддержку осужденных политиков,...
792
В минувшее воскресенье поляки избрали сейм и сенат на предстоящие четыре года. После...
1250
Стоит ли разрешить курение на территории учебных заведений для совершеннолетних?








Ответить