31 мар / 2020
31 мар / 2020
Подать рекламу
БРЕСТ
-2°
-4°
БРЕСТ
-2°
-4°

Колонка Б. Павловского. Палочная дисциплина — пережиток прошлого

Проект "Колонка Б. Павловского"

16 декабря 2019

Наверху снова озаботились «палочками». Не кукурузными, а теми, что ставят себе в заслугу люди в погонах и не только. Не далее как в августе эта тема уже звучала на совещании у президента, который резко обеспокоился подобной практикой выявления правонарушений и велел в срочном порядке отменить все планы по штрафам. И вот, прошло всего четыре месяца. И, как сказал бы незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, «никогда такого не было - и вот опять».

Новости Бреста

За неполный год правоохранители зафиксировали в Беларуси почти 3,5 млн административных правонарушений, причем более 80% - нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Такова статистика, приведенная уже на декабрьском совещании во Дворце Независимости. «Полагаю, так называемые письма счастья от Государственной автоинспекции хоть однажды получал практически каждый, кто сидел за рулем автомобиля. Но фотофиксация семь лет назад была введена для того, чтобы навести порядок на дороге, а не загнать всех поголовно водителей в разряд злостных нарушителей закона. Тем более что нередко нарушения обусловлены перегруженностью дорог, отсутствием достаточного количества парковочных мест и прочими объективными причинами», - отметил президент.

Признаюсь, сам пару раз попадался на камеры, после чего мне приходили эти самые «письма счастья». Не скажу, что очень обрадовался или почувствовал себя счастливым. Но, если честно: да, нарушил. Не потому, что очень хотелось. Мог элементарно не увидеть знак или не успел снизить скорость до той, что знак требовал. Моя ошибка. За которую заплатил. Кстати, фотофиксация, хоть и много ее стало на наших дорогах, еще не худший инструмент выявления нарушений. Во-первых, всегда есть предупреждающий знак о том, что твою машину могут сфотографировать. А во-вторых, сидящий в засаде с радаром гаишник вправе вынести взыскание гораздо более суровое, чем центр МВД после камерного щелчка, и это тоже правда. Вопрос в другом: насколько объективно установлены те или иные ограничения? Ну, кто, предположим, объяснит, почему на въезде в Брест со стороны Кобрина висит знак «70», а на такой же четырехполосной дороге, которая именуется западным обходом (она, к тому же еще и с закруглениями) - можно разгоняться до 80?

Впрочем, что мы всё про ГАИ? Правом составлять протоколы о правонарушениях обладают сотрудники более 70 ведомств. Президент публично заявил: главным критерием работы является не количество выявленных нарушений и выписанных штрафов, а профилактическое воздействие и реальное сокращение административных проступков. «Нам надо, наверное, взять и в качестве показателей внести: чем больше протоколов составили, значит, тем больше бардака на ведомственных территориях по данной тематике. И за это спрашивать. Тогда не будут составлять лишние протоколы и требовать», - считает Лукашенко. Он отметил, что действующий Кодекс об административных правонарушениях использует преимущественно карательный способ разрешения любых конфликтных ситуаций - так сложилось еще в советские времена. Что, в свою очередь, «формирует в обществе мнение о чрезмерной жесткости и даже жестокости органов власти и власти вообще, а часто и очевидной несправедливости практики применения административных санкций». И здесь сложно не согласиться с президентом. С одной оговоркой. Такая практика длится уже 25 лет. Почему лишь сейчас на нее обратили особое внимание? И не получится ли так, что высокие государственные интересы снова возьмут верх над здравым смыслом и карательный уклон будет сохранен?

На конкретном примере постараюсь показать, почему штрафы для чиновников лучше профилактики. Не секрет, что среди нас есть т. наз. «зайцы». Не те, что очень трусливые. А те, что любят проехать на халяву в городском общественном транспорте. Каждая встреча с контролером для них сродни событию: даже группу в соцсетях создали, чтобы предупреждать партнеров по «ушастому» семейству о наличии на линии «злобной карательной экспедиции». В результате перевозчики лишаются немалых денег, которые таким нехитрым способом перекочевывают в бюджет и за которые кто-то получает те самые палочки. Очевидно, поправить эту ситуацию с безбилетниками могли бы старые добрые кондукторы. Да, кому-то они покажутся атавизмом в эпоху электронных билетов. Но ведь во многих городах от них не отказываются и правильно делают. С учетом нашей, иногда еще «заячьей» ментальности, не лучше ли лишний раз настойчиво напомнить пассажиру, что за проезд надо бы заплатить? Тем более как показывает практика, выручка от кондукторов там, где они есть, значительно перекрывает затраты на их содержание. Вот только... штрафуют гораздо меньше. А что в итоге: 60 копеек теряет государственный автопарк, зато бюджет получает 12,75 - в 21 раз больше! Вот она, цена «палочки». Зачем кондукторы, если можно неплохо пополнять бюджет на штрафах?

Похожая ситуация грядет в случае, если правительство и Минфин продавят свой вариант указа о т. наз. дорожном сборе. Формально они выполнят многочисленные пожелания автомобилистов - отвяжут сбор от прохождения техосмотра и позволят уплачивать его помесячно - вроде бы в интересах тех, кто ездит нечасто. Но вот ситуация: условный Вася не планировал выезжать в ноябре и не заплатил сбор. Однако обстоятельства заставили срочно сесть за руль, и Васина машина попала в поле зрения камеры. Так, проехав несколько километров, наш Вася пополняет базу данных правонарушителей и вынужден расстаться с суммой, значительно превышающей размер месячного взноса в дорожный фонд. Так не лучше было бы, в интересах той самой справедливости, о которой не перестает говорить А. Лукашенко, заставить Васю заплатить 10 дополнительных копеек с каждого литра на АЗС? Безо всяких карательных усилий. Тогда в графе «правонарушения» в этой части будет стоять вечный ноль! Но это лишает любителей «сладких палочек» вожделенного наркотика.

И таких «если бы» на самом деле много. Я привел в этой заметке лишь два из них. Быть может, палочно-камерная дисциплина - самый верный способ борьбы за законность. Но и самый убогий. И не надо больше рассказывать про Сингапур, где огромные штрафы за брошенный окурок. Во-первых, столь жесткие меры вводились давно (а еще раньше была публичная порка), а во-вторых, прежде чем это ввести, власти города-государства поставили урны через каждые 20 метров - так, что не попасть в них труднее, чем попасть.


1086
1
Меня это радует (18.2%)
Мне все равно (9.1%)
Мне это интересно (45.5%)
Меня это злит (27.2%)
Антон
17.12.2019 10:12
ответить ответить с цитатой
Заголовок - за здравие, статья - за упокой! Ну при чем тут, скажите, палочно - галочная система и что справедливее, платить штраф в бюджет за безбилетный проезд или добавить 10 копеек к цене за литр бензина???
Трагедия "палочной системы" в том, что это история про фундаментальный кризис системы управления в Беларуси. Настолько фундаментальный, что стоит нам миллиардов рублей ежегодно.
Трагедия не в том, что на одной дороге стоит "70", а на другой - "80", и не в том, что камеры будут собирать штрафы за не уплаченный дорожный налог. А в том, что это следствие, всего лишь одно из. Руководство страны хочет снизить смертность на дорогах или повысить "наполняемость бюджета". Это в принципе благие намерения, но вот единственный способ, которым власть пытается выполнить эти намерения - это спустить на нижестоящий уровень показатели, которые нужно исполнить - поставить те самые "палочки" в нужном количестве. Поставили - молодцы. Нет - не молодцы. И не важен конечный итог, важны палочки.
Я поясню подробнее на конкретном примере, свидетелем которого был лично, и лично знаю всю ситуацию "от и до".
Видели когда-нибудь, как дорожники кладут асфальт прямо в снег? Ну в принципе, если очень надо и температура не слишком сильно ниже нуля, то можно (добавив специальные хим. добавки и выполнив спецподготовку покрытия), но в моем случае все было проще. Сверху (из департамента) спустили цифры по проведению работ по усовершенствованию дорожного покрытия местных дорог. По пути из Минска через все кабинеты до конкретного ДРСУ цифры дробятся и распределяются, и каждому начальнику доводится конкретный показатель: до конца года выполнить укладку такого-то количества км. асфальто-бетонного покрытия. Понимаете, что происходит дальше? О чем думает конкретный мастер, глядя на падающий в середине ноября густой снег? Он грамотный и компетентный специалист, с большим стажем и опытом. Он лучше диванных комментаторов понимает, что вот прямо сегодня нельзя выполнять работы, нужно подождать и может быть - до весны. Но точно так же он понимает, что если он не сдаст отчет с нужным количеством "палочек", то лично ему будет плохо, а у него - кредит за квартиру, сын поступает в институт да и на море летом как-то хочется... И начальнику ДРСУ хочется. И в Брестоблдорстрое тоже хотят. И тоже обязаны нужное количество палок сдать наверх. А то, что асфальт не пролежит нужное количество лет - так это потом будет. И за ругань от народа тоже ничего им не будет. Ну максимум на ковер вызовут к начальству и скажут: "Ну как так, Иваныч! Ну чё ж ты прямо в снег!" - "Ну вот так, Петрович. Мы его туда, а оно с неба вниз бац - и вот..."
И вот так везде...

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Вчера Россия скромно отметила 20-летие первого избрания Владимира Путина главой...
1213
В середине марта мы вступили в новую реальность. Она определяется двумя факторами, о...
1467
Кто бы мог подумать еще в конце прошлого года, что нынешний глобальный мир так сильно...
1646
Информация о распространении коронавируса по планете не уходит из новостных лент...
1507
Как нынешний «психоз» повлияет на белорусский бизнес?









Ответить
Вы готовы отказаться от пластиковой тары и покупать товар в стекле?








Ответить