На фоне нефтяного конфликта с РФ Минск намерен сократить импорт российской нефти. Однако альтернативные поставки могут оказаться нерентабельными для белорусской экономики, говорят опрошенные «Немецкой волной» эксперты.
Российская нефть не поступает в Беларусь с начала года. Так и не договорившись с Москвой о цене, Беларусь уже нашла альтернативного поставщика в лице Норвегии и продолжает поиски дальше. 21 января белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь будет стремиться поставлять с российского рынка только 30-40 % от необходимых объемов нефти, остальное — по 30 % — из стран Балтии и Украины. Но насколько реальны планы Лукашенко и будет ли это экономически выгодно для Беларуси?
Снизить российский импорт
В этом году Беларусь планировала закупить у России 23-24 млн тонн нефти, хотя поставки в прошлом году составили 18 млн тонн. Из них 6 млн идут на нужды белорусской экономики, остальное — поставка нефтепродуктов на зарубежные рынки, которая составляет треть всего белорусского экспорта и является важным источником валютной выручки для страны.
Но планы были нарушены разногласиями с Москвой по вопросу цены на сырье. Минск настаивает на отмене премии к цене беспошлинных поставок нефти, которая сейчас составляет 10 долларов за тонну, мотивируя это удорожанием сырья в связи с реализацией в РФ налогового маневра в нефтяной сфере. Сейчас ожидается партия норвежской нефти в 80 тысяч тонн, но расходы на транспортировку железной дорогой составят примерно 20 долларов за тонну. Директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова обращает внимание, что это в 2 раза дороже, чем премия российским компаниям, из-за которой якобы не могут договориться Минск и Москва.
О готовности помочь Беларуси сразу же заявили Литва и Латвия. В грузовом перевозчике Литовской железной дороги LG Cargо отметили, что через Литву в Беларусь реально ежегодно транспортировать до 3 млн тонн, эту же цифру подтвердили и в компании-операторе Клайпедского нефтетерминала Klaipedos nafta. «Думаю, через латвийские и литовские порты возможны какие-то разовые поставки; проблема в том, что потом нефть надо везти по железной дороге», — говорит эксперт в нефтегазовой отрасли Татьяна Манёнок. По ее мнению, поставки через нефтепровод были бы более эффективными в случае Литвы и Латвии, тем более что есть пустая труба в направлении Новополоцкого НПЗ. Правда, северный участок нефтепровода «Дружба» не используется с середины 2000-х годов.
Манёнок также рассказывает, что поставки нефти в Беларусь возможны и со стороны Украины через нефтепровод «Одесса-Броды» — этот путь был опробован в 2010-2011 годах. «Чтобы запустить «Одесса-Броды» сейчас, нагрузка должна быть 4-5 млн тонн нефти в год», — считает эксперт.
Очевидно, что без нефти Беларусь не останется. Так, 21 января Минск отменил приостановку экспорта нефтепродуктов. «Это следствие увеличения потоков нефти на НПЗ», — сказали в пресс-службе «Белнефтехима». В концерне отметили, что пока не могут анонсировать источники поставок нефти в Беларусь. Фактически это значит, что Минск договорился о поставках нефти, которые будут полностью покрывать и внутренние нужды, и экспорт.
Дорого, но необходимо
Однако открытым остается вопрос экономической выгоды от поставки в Беларусь через Украину и страны Балтии остающихся 60 % нефти — это как минимум 10,5 млн тонн, если исходить из объемов прошлого года. Татьяна Манёнок говорит, что в случае покупки по мировым ценам такие объемы нефти могут и не понадобиться — так как не ясно, будет ли это экономически целесообразно и сможет ли потом Беларусь экспортировать нефтепродукты с прежними доходами. «Сомнительно, что при мировой цене белорусские НПЗ смогут перерабатывать 24 млн тонн нефти в год и затем найти премиальные рынки сбыта. Возможно, придется снизить объемы экспорта и пересмотреть свою стратегию на этот счет», — считает эксперт.
Катерина Борнукова говорит, что в случае снижения объемов экспорта нефтепродуктов ожидать краха белорусской экономики не стоит, хотя пояса придется затянуть. «Конечно, будут проблемы с ВВП, упадут доходы бюджета, уменьшение экспортной выручки только частично компенсируется снижением импортных расходов. Но с точки зрения экономической безопасности — важно иметь альтернативу на случай очередных конфликтов с Россией», — считает экономист.
Политолог Андрей Егоров говорит, что диверсификация импорта нефти имеет огромное значение для Беларуси и в геополитическом плане: «Если нефтяные потоки будут завязаны не только на Россию, это укрепит связи Беларуси с другими странами региона». Тогда, по мнению политолога, выгодное экономическое сотрудничество с Беларусью поспособствует и развитию политического диалога. «Многомиллионные суммы от трети белорусского импорта нефти через Литву, возможно, облегчат ее переживания из-за АЭС в Островце», — считает Андрей Егоров.
Подыграет ли Минску новое российское правительство
Масштабные кадровые перестановки в правительстве России были в центре внимания и в Беларуси. Не без надежды — мол, приход новых людей, возможно, позволит перезагрузить отношения. Впрочем, судя по тому, кто в итоге занял чувствительные для Беларуси позиции, Минску не приходится рассчитывать на их смягчение, констатирует портал TUT.BY.
Самые большие изменения произошли в экономическом и социальном блоке российского правительства.
Неприятным для Минска сценарием стало бы заметное усиление экс-посла России в Беларуси Михаила Бабича. Он остался на позиции первого заместителя министра экономического развития, а его новым шефом вместо Максима Орешкина стал Максим Решетников. Орешкину, возглавляющему от РФ российско-белорусскую рабочую группу по интеграции, прочат должность помощника президента России по экономике. Так что, несмотря на зависание вопроса об углубленной интеграции Беларуси и России, оба главы интеграционной группы — и Максим Орешкин, и Дмитрий Крутой укрепили свои позиции во власти.
Должность первого вице-премьера в правительстве России занял Андрей Белоусов (ранее — помощник Путина по экономике, сторонник активного вмешательства государства в экономику). При этом прежний первый вице-премьер Антон Силуанов сохранил портфель министра финансов, так что и тут жесткая риторика в отношении Минска, к примеру, по вопросам компенсации налогового маневра, сохраняется. «Налоговый маневр — наше внутреннее дело. Если вы хотите, чтобы мы создавали такие же условия для ваших нефтепереработчиков, как у нас, давайте, чтобы это двигалось равновыгодно. Давайте акцизную политику объединим. У нас есть недоверие к работе ваших таможенников — пускай и наши таможенники там работают, наладим обмен данными», — говорил Силуанов еще в 2018 году. С тех пор в позиции РФ по этому вопросу ничего не менялось.
В весьма неприятной истории сталкивались белорусы и с Маратом Хуснуллиным. Новый вице-премьер, ответственный за строительство и региональную политику, был замом у мэра Москвы Сергея Собянина. После его активных действий по перекройке весьма емкого рынка строительства московской подземки белорусский подрядчик оказался банкротом с зависшим долгом на сумму около 45 млн долларов.
Новый премьер-министр России Михаил Мишустин получил полный карт-бланш, мандат на изменения, говорят опрошенные «Ведомостями» политологи. Но на белорусском направлении серьезных перемен ждать не приходится.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.