В Палате представителей прошел второе чтение и направлен в Совет Республики проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Теперь актуализированный депутатами один из важнейших массивов законодательной базы страны, соответствие которого требованиям времени непосредственно влияет на положение дел в экономике и социальной сфере, должен выдержать, скажем так, серьезную экспертизу в верхней палате парламента.
Какие же законы оказались в центре внимания депутатов нижней палаты? Что послужило причиной и в чем суть предстоящих изменений в Трудовом кодексе? Об этом наш корреспондент беседует с членом Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам, депутатом от Брестского-Восточного избирательного округа № 3 Анатолием Дашко.
– Жизнь не стоит на месте, и ее изменения влекут за собой изменения правил, т. е. законов, по которым мы живем и работаем, – отмечает Анатолий Михайлович. – Тем более что все ускоряющийся научно-технический прогресс трудовые отношения затрагивает едва ли не в первую очередь: появляются новые профессии, меняются условия труда и его оплаты и т. д. По этим причинам в повестку дня настойчиво постучалась задача совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам трудовых отношений.
Хочу подчеркнуть, что Трудовой кодекс – это комплексный документ, регулирующий основные вопросы взаимоотношений между нанимателями и работниками, который – с учетом развития экономики и социальной сферы, возникновения в обществе новых потребностей – постоянно совершенствуется. При этом его разработчики ставили целью не только укрепить в кодексе позиции эффективности – мобильность, информативность, инициативность, результативность, но и обеспечить действующие в республике социальные гарантии – справедливое распределение благ, правовую защищенность работника и т. д. Иными словами, сохранить существующий баланс интересов четырех участвующих в процессах производства и потребления сторон – работников и нанимателей, государства и общества. Насколько это удалось, покажет время, но некоторые обновленные положения уже сегодня получили одобрение практиков.
Следует также заметить, что с января 2020 года действуют изменения, внесенные в Трудовой кодекс ранее, которые закрепили право работать с использованием информационных технологий, т. е. дистанционно, возможность переводить работника – с его согласия – на другую работу на срок до шести месяцев в год, порядок продления контрактов с добросовестными работниками на длительные сроки, за прошедшее время доказавшие свою результативность. Эта тенденция сохранена и в законопроекте, о котором мы говорим сейчас. Внесенные в него новшества предусматривают стимулирование трудоустройства, трудовой мотивации и деловой предприимчивости, дальнейшего сближения интересов работников и нанимателей, повышения образованности и профессиональной квалификации и – на этой основе – обеспечение гарантии более высокого уровня жизни и социальной защиты.
Нередко бывает, что в процессе подготовки того или иного нормативно-правового акта разработчики говорят о его плюсах, а после его утверждения те, в интересах кого он принимается, – о минусах. Не случится ли так и с законом «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»?
– Есть выражение: большое видится на расстоянии. Его, мне кажется, можно применить и в нашем случае, имея в виду, что наиболее убедительно теория подтверждается практикой. Например, уже упоминавшиеся изменения Трудового кодекса, вступившие в силу в январе 2020 г., узаконили право некоторых работников работать дистанционно. Нововведение в целом себя оправдало. Но по прошествии трех лет проявилась необходимость его уточнения, поскольку некоторым работникам (предприятиям) больше подходит дифференцированный способ: скажем, 4 дня человек трудится в офисе, а 1 день – дистанционно или наоборот. Такое уточнение внесено в новый законопроект.
Еще один пример в этом плане. В 2018 году постановлением Совета Министров утверждена стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций, в соответствии с которой в Республике Беларусь создан институт профессиональных стандартов.
Они являются аналогом квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик, но имеют более широкое назначение (например, стандарты могут разрабатываться не только на должность служащего (профессию рабочего), но и на определенный вид трудовой деятельности, содержат более детальное описание структурных единиц вида этой деятельности, требования к квалификации по каждой трудовой функции). Такое описание предоставляет системе образования входные данные для разработки образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда. Поскольку профессиональные стандарты являются основой для определения наименований должностей служащих (профессий рабочих), квалификации работников, а также для разработки должностных (рабочих) инструкций, обновленный Трудовой кодекс предоставит нанимателям такое право, которое ранее отсутствовало.
Возможно, конечно, что и положения нынешней редакции основного закона о труде в процессе его реализации потребуют каких-то уточнений, но в любом случае они – шаг вперед по пути прогресса. И это вселяет оптимизм.
Какие из внесенных в обновленный Трудовой кодекс изменений, на Ваш взгляд, могут особенно заинтересовать как работников, так и нанимателей?
— Интересы данных категорий граждан по вполне понятным причинам совпадают не всегда. Но, поскольку и у наемных работников, и у нанимателей есть семьи, другие родственники, друзья, знакомые, это во многих случаях сближает их интересы. Думаю, мимо внимания большинства работающих не пройдет установление гарантий при прохождении диспансеризации. И хотя в нашем обществе к этой мере профилактики заболеваний отношение, скажем так, далеко не всегда адекватное, в последние годы оно стало меняться к лучшему. Этому поспособствует и включенное в законопроект положение, устанавливающее, что, по согласованию с нанимателем, работники для прохождения диспансеризации могут освобождаться от работы с сохранением среднего заработка на один день раз в три года, а те из них, кто достиг возраста сорока лет, – на один день ежегодно. Заботой о людях пронизана и норма о том, что работники в течение пяти лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также его достигшие, при прохождении диспансеризации могут один раз в год освобождаться от работы на два дня также с сохранением среднего заработка.
В числе других нововведений, которые тоже затронут интересы многих наших сограждан, назову расширение электронной формы взаимодействия нанимателя и работника, что в некоторых случаях позволит отказаться от ведения бумажного документооборота; замену предоставляемого в настоящее время дополнительного свободного от работы дня в неделю сокращением ежедневной продолжительности работы на один час; установление выплаты не реже двух раз в месяц заработной платы, независимо от вида заключенного с работником трудового договора; конкретизацию предоставления трудовых и социальных отпусков (при разделении трудового отпуска его продолжительность будет определяться на дату предоставления каждой из частей, плюс к этому предусматривается возможность предоставления трудового отпуска по соглашению сторон, т. е. не в соответствии с графиком); закрепление рекомендательных норм о целесообразности включения в коллективные договоры пунктов о добровольном пенсионном страховании, что позволит расширить участие нанимателей и работников в программах страховых организаций, касающихся дополнительных накопительных пенсий…
Естественно, надо понимать, что все статьи социальной направленности, заложенные в Трудовой кодекс, будут реализовываться по мере повышения эффективности функционирования отечественной экономики. Пути и способы достижения этой цели также очерчены в законе «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений».
Беседовал Петр ДРУЖИНИН
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.