12 ноя / 2019
12 ноя / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
11°
БРЕСТ
11°

Постскриптум к марту. Борис Лепешко: Что мы ищем в Сингапуре?

Проект "Постскриптум к месяцу"

05 апреля 2013

Чем запомнился март:
1. Визитом президента в Юго-Восточную Азию.
2. Первой проповедью папы Франциска.
3. Горьким юбилеем Хатыни.

После того как президент нашей страны побывал с визитом в ряде стран Азии и Ближнего Востока, вопрос о том, что может быть полезного для нас в частности в Сингапуре, не банальный. Самый простой ответ – деньги и технологии. Мало того, ищем мы и то, что в советские времена называлось «обменом опытом». То есть пытаемся понять: как, за счет каких ресурсов тот же Сингапур прошел дорогу от неразвитого в экономическом отношении молодого суверенного государства до процветающей державы. Есть здесь и специфический момент. Один из важнейших вопросов нашего национального существования заключается в сочетании реликтов социалистического типа хозяйствования и понимания того, что новое время требует новых подходов, явно не социалистических. То есть существует, видимо, желание найти решение проблемы, связанной с диалектикой традиционных подходов и реформаторских тенденций.

В Сингапуре нам нравится многое: высокий уровень жизни, деловой климат, экономическая свобода, конкурентоспособность, эффективные финансовые структуры. Нравится средняя зарплата – 3000 долларов США. Но первый же вопрос, который возникает при попытке перенесения этих замечательных завоеваний на национальную почву, сбивает с ног: как совместить все это с нашими советскими традициями, с нашим менталитетом, да и, надо признать, нашей вовсе не сингапурской разворотливостью. Для того чтобы добиться такого рода благ, надо все ломать «по-сингапурски» или вновь «совмещать», то есть иметь немножко социализма и немножко капитализма?

Суверенитет или глобализация

Помнится, россияне, протестуя против вмешательства в их жизнь настойчивых американских политиков, придумали специальный термин: суверенная демократия. Дескать, демократия не универсальна, она всегда имеет некие национальные особенности. Мы, действуя по аналогии, можем предложить термин «суверенная экономика». Берем сингапурские достижения и «преломляем» их на национальной почве, учитывая все те же особенности истории, психологии и т. д. Что в результате получится?

Скажем, делаем ставку на международные частные инвестиции, но под жестким контролем государства. Развиваем китайско-белорусский индустриальный парк, но попутно экспериментируем с овцеводческой отраслью и производством льна. Будем развивать частное предпринимательство, рынок и одновременно формулировать важнейшие постулаты национальной идеологии, вводя соответствующие ставки в разного рода «ООО». Открываем границы и ограничиваем вывоз топлива. Говорим о культурных контактах, но медлим с развитием приграничного сотрудничества. Можно, видимо, не продолжать: понятно, что все это сложно совместить, да и назвать шагом вперед язык не повернется. И закономерен вопрос: а есть ли она вообще, «суверенная экономика»?

Здесь можно спорить, но то, что состоялась поездка президента страны в Юго-Восточную Азию – это большой плюс. Все же Сингапур (в частности) – передовое современное государство, у которого есть чему учиться. Да и старую формулу – идти туда, где ждут и не стремятся решить проблемы за наш счет, – никто не опроверг.

У нас с Сингапуром есть некоторые общие характеристики: и то, что в стране несколько официальных государственных языков (там их три). И то, что у власти долгое время одна и та же партия Народного действия, а один из ее лидеров ровно 31 год был премьер-министром страны (Сингапур – парламентская республика). Они, как и мы, продают машины, нефтепродукты, разве что эффективность экономической, финансовой деятельности несколько иная.

Вообще, об эффективности визитов в страны Азии и Ближнего Востока будем судить позднее, но не думаю, что уместна ирония по поводу того, что где-то приняли решение купить всего лишь 5 «белазовских» самосвалов, да и контракты заключили всего лишь на 400 миллионов долларов. Даже если захотят купить один самосвал, предложат контракт на один миллион, надо лететь и продавать.

Сейчас один из принципиальных вопросов в следующем: что именно будет заимствовано из опыта развития экономических «тигров», какие именно экономические шаги станут первоочередными в нашей стране и какие именно пункты мероприятий по итогам поездки лягут на стол руководителей исполнительной власти. А то, что такие мероприятия уже пишутся, сомнений не вызывает. 

Два Франциска

Имя Франциска, взятое вновь избранным папой, кардиналом Бергольо, дает возможность сравнить его с первым, историческим Франциском, монахом из Ассизи, ныне святым. Параллели слишком очевидны, чтобы их не замечать. Святой Франциск говорил: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он обрадуется всему». Папа Франциск в своей первой проповеди точно так же говорил о грехе уныния: не надо предаваться отчаянию, надо радоваться жизни.

Святой Франциск, в ответ на упреки отца, епископа, что все, что есть на нем, ему не принадлежит, тут же разделся, оставил на земле одежды и в одной власянице ушел в лес. Он стал проповедовать нищету. Папа Франциск утверждает себя как папа бедных, папа обездоленных, папа, для которого на первом месте страдания людей, точнее, избавление их от страданий. Далеко не случайно символ власти – перстень – для Франциска изготовили не из привычного до сих пор золота, а из серебра.

Святой Франциск умел и любил разговаривать с птицами, он хотел видеть не лес, а каждое дерево, каждый тополь, каждую березу, и для него дерево, зверь, птица – братья и сестры человека. Папа Франциск отказался от поездок на «папамобиле», сам платит за гостиницу, отказался жить в папских апартаментах, невзирая на протесты охраны, вышел к людям, стал много доступнее, более открытым.

Святой Франциск начинал свои проповеди совсем по-язычески: «Слава Господу за сестру нашу землю, что родит траву, и плоды, и пестрые цветочки». Папа Франциск говорит о важности реальных дел на реальной земле и для реальных людей.

Гилберт Кийт Честертон очень хорошо сказал о святом Франциске: он пришел в мир, как приходит младенец в темный дом, снимая с него проклятие. Папа Франциск пришел на свой высокий пост в то время, когда мир, причем не только католический, тоже нуждается в снятии проклятия. Проклятия лжи, отступления от веры, меркантильности, братоубийственной розни. И, как святой Франциск, который боготворил лишь одну даму своего сердца, Нищету, Папа Франциск говорит о простоте нравов, жизни, идеалов веры.

Между Франциском святым и нынешним Франциском – дорога в 800 лет. Казалось бы, что может быть общего? Но, во-первых, во все века есть потребность в людях, которые будут говорить о духовном служении, духовном подвиге. Есть времена духовной стагнации, а есть – духовного подъема. Ныне настало время подъема?

Во-вторых, святой Франциск стал небывалым нищим, он просил камень вместо хлеба, но для того камень, чтобы построить церковь. Если сегодня для того, чтобы построить церковь, нужны новые нищие, возможно, церковь будет готова к этому подвигу.

В-третьих, не все можно уразуметь с помощью здравого смысла. Симеон Столпник, стоя на столбе, был на виду, но его положение вряд ли можно считать обычным. Святой Франциск долгое время жил в пещере, его поведение было непривычным, а его замечания вроде «сестра моя смерть» вызывали искреннее удивление. Не все понимали, на что он живет. Он отказывал себе во всем, одевался в случайную одежду, подпоясывался веревкой, но уже через десять лет за ним шли тысячи.

Пойдет ли мир за нынешним Франциском, покажет уже ближайшее время. 

Хатынь

70-летие трагедии Хатыни, сотен иных белорусских деревень, которые были сожжены, проутюжены траками «Тигров» и «Фердинандов», вновь возвращает нас и к войне, и к тому живучему феномену, который называется фашизмом. Он живет в политической практике, атрибутах, даже продаже на аукционах живописных полотен фюрера, Адольфа Гитлера. На разного рода вернисажах знатоки, отойдя на шаг, цедят: «А вот здесь хорошо схвачено настроение…», а на картине – пасторали, средненемецкая возвышенность, растрепанные стога, совсем как у Клода Моне. И закономерен вопрос: откуда такой постоянный, устойчивый интерес к фашизму, его лидерам, почему репродуцируются идеи, повторяются человеконенавистнические лозунги, растут, как грибы, профашистские организации и клубы?

Первый ответ прост и очевиден: политический интерес пробивается, реализуется и в такой форме. Скажем, сегодня в Прибалтике маршируют колонны со свастикой на рукавах, и меньше всего эти ребята думают о живописных «стогах», тем более о сожженных белорусских селах. Речь совсем об ином: реализации собственных национальных интересов, реанимации ненависти к альтернативным идеям, достижении очень конкретных целей и задач. Можно ли говорить в этом контексте о «правде» фашистов? Нет, нельзя, поскольку решение задач каких-то групп людей предлагается за счет тысяч жизней иных людей, а это недопустимо. Можно понять ненависть к «красным», «белым», «синим» и «зеленым». Но нельзя понять и простить достижение собственных амбициозных целей путем уничтожения инакомыслящих, инакоживущих, инакострадающих.

Второй ответ связан с тем, что всегда есть желающие направить подобные настроения в определенное русло, использовать националистические, антигуманистические лозунги и устремления для решения глобальных, групповых, национальных задач. Были и есть кукловоды, исповедующие принцип, что «если нельзя, но очень надо, то можно». Если фашистски ориентированные молодые люди помогают решить ту или иную политическую, мировоззренческую задачу, то почему бы их и не использовать?

Есть и третий ответ, связанный с тем живущим в человеке звериным, «темным», агрессивным началом, который время от времени вырывается наружу. Сколько цивилизация устами своих гуманистов, философов ни заявляет о том, что войны, уничтожение себе подобных недопустимы, а локальные и мировые конфликты – приметы и сегодняшнего дня. И самое парадоксальное заключается в том, что мир, общество привыкли к этому. Фашизм – очень удобное орудие мести как политическим, мировоззренческим противникам, так и самому себе, своей собственной несостоятельности, своей собственной неудачливости в жизни. Потому что, сколько бы ни твердили о том, что и у фашизма есть своя правда, эта «правда» сводится к реализации собственных болезненных комплексов, искаженному пониманию действительности, стремлению утвердить себя за счет других. А этого люди никогда не простят.

Борис Лепешко

2159
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Чем запомнился ноябрь: 1. 25-летием падения Берлинской стены. 2. Выборами в Конгресс...
3615
Чем запомнился ноябрь: 1. Саммитом «двадцатки» в Брисбене. 2. Падением российского...
3744
Уже стало очевидным для всех: ситуация в Украине оборачивается полнейшим тупиком, причем...
3431
О выборах в Верховную раду сказано немало, в том числе и в нашем репортаже из украинского...
2906
Стоит ли разрешить курение на территории учебных заведений для совершеннолетних?








Ответить