Мы уже писали о том, что накануне выходных Беларусь приняла меры в ответ на запрет Евросоюза, связанный с передвижением белорусских и российских грузоперевозчиков по территории ЕС. С полуночи 16 апреля уже европейским перевозчикам запретили перемещение через таможенную границу ЕАЭС. Ограничения по перевозкам не коснулись тех транспортных средств, которые перевозят почту и живых животных. Фуры, которые успели въехать до 16 апреля, имеют неделю в запасе, чтобы уехать обратно.
Однако это вовсе не означало, что поток грузов через границу снизился. Просто порядок будет другим. Теперь европейским перевозчикам разрешено пересекать границу с Беларусью и доезжать до установленных мест, где будет осуществляться перецепка, перегрузка или перевалка грузов в машины белорусских и российских фирм. Государственный таможенный комитет определил 14 таких точек на границе. К брестским «Козловичам» привязаны две из них: транспортно-логистические центры «Брест-Белтаможсервис» (ул. Лейтенанта Рябцева, 45А) и «Брест-Белтаможсервис-2» (рядом с ПП «Козловичи»). В перспективе ГТК по согласованию с Минтрансом сможет определять и другие места для перецепок, если будет такая необходимость.


Минувшие выходные у наших западных соседей были отмечены светлым праздником католической Пасхи, поэтому активность грузоперевозок не была слишком уж высокой. Но с понедельника движение пошло. Корреспондент «Вечерки» отправился в «Козловичи» и прилегающий к ним транспортно-логистический центр, чтобы узнать, как это выглядит.
На подъезде к погранпереходу – снова очереди в два ряда. Пока – не очень длинные, «хвост» не добрался до Клейников, видели мы и побольше. Но, что любопытно, машины стоят не на пересечение границы. Туда как раз проезжают быстро. Большая часть фур – и на европейских, и на белорусских, и на российских номерах – ждет своей очереди в ТЛЦ. Кто-то разгружает здесь товар, кто-то забирает – и этот процесс идет очень активно. Видно, что для самих перевозчиков он пока в новинку: тут и другая схема оформления документов, и пока еще не до конца отшлифована схема «один разгрузил – другой забрал». Порой забиваются все полосы в сторону «Козловичей» – приходится подключаться к делу инспектору ГАИ и освобождать проезд. Водители – белорусы, россияне и поляки – активно общаются между собой. Видно, что такая схема погрузки-разгрузки им не очень нравится – раньше было проще, когда груз все время в твоем полуприцепе. Но настроение лучше, чем было неделю назад. Когда Евросоюз объявил о санкциях, казалось, что можно и вовсе остаться без работы.


Мы же вместе с начальником Брестской таможни Сергеем Якутой вникаем в новую специфику перевозок.
– С 16 апреля транспортные средства, зарегистрированные на территории Евросоюза и осуществляющие международные перевозки грузов, могут следовать в Беларусь через определенные пункты пропуска в установленные места для осуществления грузовых операций по перецепке, перевалке либо перегрузке. Всего в Беларуси таких мест 14, из них восемь – это зоны таможенного контроля в транспортно-логистических центрах, а шесть – зоны ожидания, – отмечает Сергей Николаевич. – В ТЛЦ у нас организованы все необходимые мероприятия по перегрузке, перевалке либо перецепке транспортных средств. Выглядит это следующим образом. Например, польский перевозчик загрузил иностранный товар в адрес белорусского получателя, находящегося в Минской области. При помещении товара под процедуру таможенного транзита в пункте пропуска «Козловичи» ему предлагается проехать в ближайший ТЛЦ для осуществления грузовых операций. Транспортное средство прибывает в ТЛЦ. У получателя товара есть возможность сразу произвести таможенную очистку данного товара, т.е. подать импортную декларацию, заплатить все необходимые платежи и выпустить товар в свободное обращение на территории Беларуси. Есть также и возможность у польского перевозчика, чтобы не возвращаться домой порожним, загрузить наш белорусский экспортный груз или забрать наш белорусский полуприцеп с грузом и доставить его европейским получателям.


Грузовые операции, по словам Сергея Якуты, остаются на усмотрение самих перевозчиков. Кому удобнее осуществлять перецепку, т.е. менять тягач европейского перевозчика на белорусский или российский, те просто оставляют в ТЛЦ полуприцеп, и груз его не покидает. Перегрузка, соответственно, предполагает, что на границу приедет пустая фура – и в нее сотрудники «Белтаможсервиса» перевезут все содержимое из грузовика с сопредельной территории. Перевалка также предусматривает перегрузку товаров, но с выдачей новых сопроводительных документов (например, с железнодорожного транспорта на автомобильный). «Здесь все зависит от того, как сработает наш бизнес, – подчеркивает начальник Брестской таможни. – Перецепка груза – безусловно, самый быстрый способ. Но решение остается за самими грузоперевозчиками».
Судя по первому дню действительно активной деятельности в ТЛЦ, востребованы пока все варианты перемещения грузов. У сотрудников «Белтаможсервиса» хватает работы, а водители привыкают к новым реалиям. Такой вот калейдоскоп событий всего за неделю…






Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.