Заявление польских властей о том, что закрывается пункт пропуска «Бобровники», многих белорусов застало врасплох. Первая информация об этом появилась в прошлый четверг, 9 февраля, в твиттер-аккаунте министра внутренних дел и администрации Польши Мариуша Каминьского. На следующий день обещание было сдержано: в полдень по польскому времени (14:00 по белорусскому) «Бобровники» закрылись, а очередь в «Берестовице» была вынуждена покинуть границу, разъехавшись по домам или по другим направлениям.
Переход «Берестовица – Бобровники» – один из крупнейших международных пунктов пропуска на белорусско-польской границе. Он работает как с грузовым, так и с легковым транспортом. И это уже второй переход в Гродненской области, который закрыт по инициативе польской стороны. С ноября 2021 года не работает переход «Брузги – Кузница Белостокская». Закрытие еще одного пункта пропуска означает, что единственный путь в Польшу для легкового транспорта теперь пролегает через ПП «Брест», а для грузового – через «Козловичи».
Как объяснили нововведение польские власти?
Первоисточник – Мариуш Каминьски – причиной закрытия «Бобровников» назвал «важные интересы государственной безопасности». Формулировка весьма широкая и вызвавшая вал вопросов, ключевой из которых следующий: а какие конкретно угрозы представляет Беларусь для Польши в данный момент? Вопрос оказался риторическим…

На следующий день премьер-министр Польши Матеуш Моравецки и пресс-секретарь МИД Польши Лукаш Ясина, комментируя ситуацию с закрытием погранперехода, отметили, что одной из причин такого решения стал приговор Гродненского областного суда в отношении журналиста телеканала «Polonia» Андрея Почобута. 8 февраля журналист получил 8 лет лишения свободы: его признали виновным по двум статьям УК – за публичные призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, а также за разжигание социальной вражды, совершенное группой лиц. Лукаш Ясина в ходе брифинга с польскими СМИ также вспомнил и о мигрантском кризисе 2021 года, после которого закрылась «Кузница Белостокская», назвав его «прямой агрессией» в отношении Польши.
«Мы не исключаем закрытия других переходов с Беларусью. Причина – это усиление трений с Беларусью», – заявил также Матеуш Моравецки.
Как отреагировал МИД РБ?
В МИД Беларуси заявили решительный протест польской стороне в связи с закрытием пункта пропуска «Бобровники». В прошлую пятницу в ведомство был вызван временный поверенный в делах Польши в Беларуси Мартин Войтеховски. Польскому дипломату было указано на категорическую неприемлемость закрытия в одностороннем порядке пункта пропуска «Бобровники». По мнению белорусского МИДа, этот шаг Польши обостряет и без того крайне сложную ситуацию на белорусско-польской границе и нарушает права тысяч граждан Беларуси, Польши и многих других стран.

«Нужно понимать, что данный шаг в принципе носит антигуманный характер. Польское руководство намеренно создает нечеловеческие условия для простых граждан и перевозчиков, наносит существенный вред как крупным экономическим операторам, так и мелкому бизнесу. Наибольший ущерб понесут европейские компании и граждане, прежде всего польские», – заявили в белорусском дипломатическом ведомстве. А также выразили надежду, что «уровень польской демократии позволит пострадавшим предпринимателям задать соответствующие вопросы своему правительству».
«Белорусская же сторона оставляет за собой право принять адекватные меры реагирования и всегда открыта для конструктивного и взаимоуважительного диалога в интересах граждан Беларуси и Польши», – резюмировали в МИДе.
Гродненцы к нам не спешат
Гродненская область после закрытия «Бобровников» осталась без прямой наземной связи с Польшей. В регионе функционируют только пункты пропуска на границе с Литвой. Этот альтернативный маршрут для жителей области короче, чем петля на Брест. Ожидавшегося наплыва на ПП «Брест» и ПП «Козловичи» пока не случилось.
В первые дни возникла проблема с рейсовыми международными автобусами, следовавшими из или через Гродно в Белосток и Варшаву. Дело в том, что такие маршруты заранее согласовываются, и в «дозволах» каждого рейса прописан конкретный пункт пропуска, через который автобус должен въехать в Польшу. Документы пришлось в оперативном порядке менять, но без казусов не обошлось. Так, рейсовый автобус сообщением Гродно – Белосток – Варшава, не успев въехать в Польшу через «Бобровники», приехал в Брест. Белорусскую часть границы автобус прошел без проблем, а вот в Тересполе его «завернули» с приличным штрафом.

Но такие случаи все же единичны. В основном же гродненские перевозчики собираются переориентировать свою работу через литовское направление, в частности, через «Привалку», поскольку это самый короткий альтернативный маршрут. Так что в Польшу пассажиров обещают возить и дальше, но – через Литву, что повлечет увеличение продолжительности поездок и, возможно, повышение цен на билеты.
Со столичными перевозчиками все немного проще: уже в прошлый четверг «Минсктранс» заявил о том, что с 10 февраля регулярный рейс «Минск – Варшава» будет выполняться не через Слоним, Зельву, Волковыск, Гродно и Белосток, а через Барановичи и Брест. Как отметил официальный представитель Брестской пограничной группы Сергей Дмитриев, существенного увеличения нагрузки на переход «Брест – Тересполь» такие перемены маршрутов не принесли – добавилось по 1-2 рейсовых автобуса в день. Очередей на белорусской стороне автобусы не создают, но на польской части перехода иногда приходится постоять в отдельной «колейке».
«Привалка» или перевалка?
Водители большегрузов, ожидавших выезда через «Берестовицу», также столкнулись с проблемой разрешений, которые давали право уехать из зоны ожидания в этом пункте пропуска и пересечь границу в другом. Но после получения таких разрешений также отправились по кратчайшему пути – на литовские переходы «Привалка – Райгардас» и «Бенякони – Шальчининкай». Именно в этих пунктах пропуска Госпогранкомитет и отмечал наибольшие очереди из фур в течение всей этой недели. В «Привалке» стабильно стояло более 200 большегрузов, а утром пятницы – более 250. В «Беняконях» сегодня более 70 грузовиков, в «Каменном Логе» – свыше 40. Для сравнения: в брестских «Козловичах» очередь варьировалась от 10 фур до сотни, а на утро пятницы их было более 70.

В понедельник Государственный таможенный комитет РБ официально разрешил европейскому транспорту совершать грузовые операции в пункте таможенного оформления «Берестовица-ТЛЦ» и зоне ожидания перед ним. Перевозчики имеют право въехать в страну через пункты пропуска «Козловичи» в Брестской области или «Привалка» в Гродненской, а затем следовать в «Берестовицу» для совершения грузовых операций по перегрузке и перецепке. Кроме того, ГТК усилил таможенные смены в оставшихся двух пунктах пропуска на польском направлении и на белорусско-литовской границе в пунктах пропуска «Привалка» и «Бенякони».
Представители грузовых фирм отмечают, что в логистике доставки грузов ничего пока не изменилось. Куда больше, чем закрытие «Бобровников», их заботит новый возможный пакет европейских санкций, куда, по слухам, включат полный запрет передвижения полуприцепов на российской и белорусской регистрации по территории ЕС. Таким образом, из логистики исчезнет возможность перецепки грузов в ТЛЦ на белорусской территории – останется лишь перегрузка или перевалка товаров.
«Узкое горлышко»
Граница «кормит» не только жителей Брестчины, но и Гродненской области. И их маленький приграничный «бизнес» теперь оказался невозможен. В пункте пропуска «Брест» количество машин с 4-м регионом на номере выросло незначительно, и люди едут, как правило, или за крупными покупками, или к родственникам, или по рабочим делам. «Челнокам же ездить через Брест попросту невыгодно: такой крюк не отбить по деньгам», – отмечают люди, ведущие аналогичный «бизнес» в нашем городе.

Очередей на переходе «Брест – Тересполь» меньше не стало (на утро пятницы – более 280 машин), но статистика говорит о том, что количество легкового транспорта продолжает варьироваться в зависимости от дня недели и не сильно отличается от того, что было при открытых «Бобровниках». Так, в пятницу и субботу желающих съездить в Польшу становится больше, в воскресенье очереди существенно меньше. Поляки пропускают в сутки 32-35% машин от возможного максимума. И именно такая неритмичная работа сопредельной стороны по-прежнему остается главным фактором создания очереди на белорусской стороне.
Официальный представитель Брестской погрангруппы Сергей Дмитриев приводит следующие цифры. 10 февраля, в день закрытия «Бобровников», на выезд из Беларуси через Брест проследовали 616 машин и 94 автобуса. 11 февраля – 418 автомобилей и 76 автобусов. 12 февраля на выезд оформлено 580 легковушек и 58 автобусов, а 13 февраля – 672 и 85. На въезд в нашу страну в те же дни проследовали 800 автомобилей и 78 автобусов 10 февраля, 801 машина и 87 автобусов 11 февраля, 908 и 58 – 12 февраля, 562 и 87 – 13 февраля. Для справки: максимальная пропускная способность ПП «Брест» в сутки – 1700 транспортных средств.
«В обычном режиме количество легкового транспорта на выезд в сутки, как правило, было около 600. Эта тенденция сохранилась. Незначительный рост наблюдался в выходные дни. Критических изменений не произошло. Граждане, которые пересекали границу через «Берестовицу – Бобровники», перераспределились не только на «Брест», но и на пункты пропуска на литовской границе», – отметил Сергей Дмитриев.
В общем, ситуация на границе остается неоднозначной. У белорусов объективно стало меньше возможностей попасть в Польшу, и Тересполь остается здесь тем самым «узким горлышком». Два других крупных перехода на Брестчине – «Домачево – Словатыче» и «Песчатка – Половцы» – по-прежнему закрыты. И наверняка останутся в таком состоянии, пока в политических отношениях Беларуси и Польши не наступит своего рода разрядка. Когда это произойдет, точно не знает никто. А вот ворота в Европу через Тересполь сегодня нужны всем…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.