22 авг / 2019
22 авг / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
16°
18°
БРЕСТ
16°
18°

Европейская карта в белорусской обложке

08 мая 2009

Вчера в Праге прошел учредительный саммит программы ЕС «Восточное партнерство». Напомним, что данная инициатива была разработана и утверждена руководством Евросоюза для активизации сотрудничества с шестью постсоветскими республиками, в число которых входит и Беларусь.

На официальном уровне считается, что нас уже приняли в общеевропейскую семью на правах полноправного члена после двенадцати с лишним лет изоляции. Однако есть и иная точка зрения на сей счет: ВП для Беларуси лишь начало нового пути в Европу, еще один шанс стать европейской страной по духу, а не только с точки зрения географии. Определенную роль в этом смысле могут и должны сыграть неправительственные организации – представители гражданского общества, что изначально заложено в самой программе. Авторы и разработчики «Восточного партнерства» делают ставку на активное привлечение негосударственных и общественных объединений всех шести стран как реальной силы по продвижению европейских ценностей в массы. Неслучайно Пражскому саммиту на высшем уровне предшествовал Гражданский форум - встреча представителей третьего сектора. А за две недели до того в Минске прошла республиканская конференция на тему «Участие гражданского общества Беларуси в инициативе Восточного партнерства», за которой непосредственно наблюдал и автор этих строк. Так что сегодня у меня есть повод поделиться некоторыми соображениями на тему дня.

Даешь «европеизацию»?

Сперва, пожалуй, стоит привести мнения отдельных участников конференции. По словам политолога Владимира Мацкевича, критерии возможного механизма участия нашей страны в программе Европейского союза были определены на заседании рабочей группы 21 апреля. «Если это участие не поставить в зависимость от внутренней ситуации в Беларуси, то инициатива «Восточное партнерство» будет играть роль инструмента консервации сегодняшнего состояния в стране с незначительными косметическими изменениями. Нынешняя ситуация в Беларуси ограничивает участие страны в инициативе ЕС на политическом уровне. Поэтому взаимодействие белорусских властей со структурами «Восточного партнерства» должно иметь технический характер, направленный на решение конкретных задач, которые стоят перед проектом. Ограниченность политического взаимодействия не должна препятствовать реализации других компонентов проекта», — считает Мацкевич. Он также высказал убежденность, что «Восточное партнерство» должно быть направлено на приведение Беларуси к конкретным и устойчивым изменениям. Это возможно только при условии, если диалог будет осуществляться белорусским гражданским обществом и властью при посредничестве европейских структур. Представительство белорусских негосударственных структур в этом диалоге должно быть как можно более широким. Схожие идеи обозначил и лидер общественного движения «За свободу» Александр Милинкевич. Он полагает, что нельзя отдавать участие Беларуси в программе ЕС только на откуп властям. Ведь одной из главных целей ВП, по мнению Милинкевича, является «десоветизация мышления белорусов и втягивание нашей страны в орбиту европейских ценностей». А с этой задачей реально может справиться лишь третий сектор. Политолог, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич рассматривает саму программу «Восточное партнерство» не просто как сигнал со стороны ЕС о готовности к расширению сотрудничества, но и как попытку изменить геополитическую конфигурацию на континенте: «Что бы там ни говорили, но Евросоюз фактически вступает в фазу более активного игрока, в фазу, я бы сказал, дипломатической конкуренции с Россией за постсоветское пространство. Это принципиально важный поворот: не случайно реакция в Москве больше негативная, чем положительная. Для Беларуси наступает исторический поворот, совершенно иная ситуация, когда мы можем снова включиться в европейские процессы. Хотя, откровенно говоря, при существующем у властей подходе полноценное участие Беларуси в «Восточном партнерстве» маловероятно».

Школа «бытовой демократии»

Может ли ВП стать притягательным магнитом для РБ независимо от воли политического руководства страны? Вопрос скорее риторический. И здесь я, пожалуй, соглашусь с мнением вышеназванных экспертов: действительно, многое будет зависеть от позиции третьего сектора, его методичной и последовательной работы по дальнейшей популяризации европейского вектора в обществе. Политические партии у нас по-прежнему не сильны, а главное – они фактически не участвуют в работе парламента. Значит, вся надежда на НГО. Но опять-таки встает вопрос: кого именно мы относим к гражданскому обществу? Следуя принципам обычной логики, к нему можно причислить и официальные профсоюзы, и БРСМ, и «Белую Русь», и прочие проправительственные организации, вовсе не ставящие во главу угла европейский выбор для нашей страны. Им весьма сложно будет выработать консолидированную позицию с тем же движением «За свободу». И уж тем более они не станут, по понятным причинам, заботиться о продвижении на восток от Бреста европейских подходов к таким понятиям, как демократия, права человека, местное самоуправление.

И все же окно возможностей для третьего сектора достаточно велико. На мой взгляд, само участие НГО в «Восточном партнерстве» позволяет выработать действенный механизм приобщения белорусов к общественно-политической жизни. Речь в данном случае не о большой политике. Здесь более уместен термин «бытовая демократия»: когда обычные граждане через общественные организации участвуют в решении некоторых вопросов жизнедеятельности своего населенного пункта и более активно контролируют работу власти. У нас этот механизм только формируется, причем скорее вопреки, нежели благодаря чиновникам. В большинстве стран Европейского союза такая практика достаточно хорошо развита. Потому их ценнейший опыт можно будет использовать в обучении граждан искусству самоуправления. А это пусть первый, но очень важный шаг к пониманию и бесспорному принятию общеевропейской идеологемы: государство (чиновник, органы власти) – для людей и общества, но никак не наоборот. Если мы действительно хотим стать частью европейского геополитического и экономического пространства, то не можем отбрасывать базовые ценности, которые приняты и давно утверждены на его территории.

Если гора не идет к Магомету…

Конечно, можно долго и нудно спорить, нужны ли вообще эти ценности, о которых говорилось выше, белорусскому народу. Думаю, значительная часть общества все же осознает их насущную необходимость. Остальным нужно объяснять, почему в Европе не мочатся в подъездах, не воруют цветы на клумбах и не проходят мимо нарушений прав граждан со стороны госслужащих. Наверное, потому, что самоорганизация общества там несколько выше нашей «толоки», а пресловутый лозунг «один за всех и все за одного» имеет свойство материализовываться. Вот где непаханое поле для третьего сектора – прокладывать мост из Европы к самым крутым берегам нашей ментальности. Тем более что на этом поле у НГО практически нет конкурентов. Государство скорее окопы выроет, дабы не дать вырасти такому мосту. Верховная власть четко обозначила главным приоритетом своего участия в «Восточном партнерстве» экономический интерес, имея в виду прямой доступ к европейским рынкам.

Впрочем, если уж говорить о живом прагматизме власти, то здесь он понятен и вполне отвечает национальным интересам страны. Однако есть и подводные камни, о которых власть как-то забывает либо старается их не замечать. Во-первых, открыв свои рынки для наших товаров, Евросоюз тут же потребует от Беларуси адекватных действий, то бишь нам неизбежно придется снизить до нуля таможенные пошлины на их автомобили, бытовую технику, продукты питания и так далее. А это уже несколько противоречит базовым принципам так называемой белорусской экономической модели, в основе которой лежат строгое государственное регулирование и жесткий протекционизм. Во-вторых, Беларусь входит в общее экономическое пространство с Россией и Казахстаном. В данном случае нам, по-видимому, придется все же выбирать между Востоком и Западом, ибо невозможно долго сидеть в шпагате между разными берегами одной реки.

Как бы то ни было, внезапно открывшийся второй вектор белорусской внешней политики обещает нашей стране немалые перспективы. И в экономике в том числе. Ведь рано или поздно нам придется смириться с тем, что действующая полтора десятилетия система госкапитализма, гордо именуемая «белорусской экономической моделью», исчерпала свой ресурс и уже не может обеспечивать поступательное развитие. В этой связи более активное проникновение в страну западных капиталов и технологий станет отнюдь не лишним и позволит переформатировать структуру экономики на более современные рельсы с учетом потребностей рынка. Это создаст хороший задел на будущее.

Таким образом, видя, что Беларусь в лице официального Минска не идет в Европу, Европейское сообщество решило само прийти в нашу страну, предложив найти точки соприкосновения для более тесного сотрудничества. Понятно, что по каким-то направлениям эти контакты будут развиваться интенсивно, по другим возможны шероховатости. Но процесс, как говорится, пошел. Смею предположить: остановить его на сей раз уже не удастся. Особенно, если объединенная Европа выполнит свои обещания и максимально упростит передвижение наших граждан по территории ЕС. В идеале, конечно, полная отмена визового режима. Весьма симптоматично, на мой взгляд, прозвучали слова еврокомиссара Бениты Ферреро-Вальднер на Гражданском форуме в Праге: «ЕС должен больше инвестировать в экономическую стабильность и процветание восточных соседей. Так мы сможем укрепить наши отношения с ними. Это будет беспроигрышная ситуация, выгодная и для нас, и для наших соседей. Это поможет им быстрее излечиться от наследственных пороков, будет способствовать экономическому росту и построению демократии». Как говорится, слово сказано, настал черед взяться за дело.  

Для справки

Инициатива «Восточное партнерство» утверждена советом ЕС в декабре 2008 года. И предполагает значительное расширение сотрудничества Евросоюза с Беларусью, Украиной, Молдовой, Грузией, Арменией и Азербайджаном по следующим основным направлениям:

- экономическая интеграция;

- энергетическая безопасность;

- продвижение базовых европейских ценностей демократизации и прав человека;

- гуманитарное сотрудничество, активизация контактов между людьми;

- сотрудничество в сфере науки и культуры. 

Программа предполагает ежегодное финансирование (2008-2013 годы) в сумме от 450 до 800 миллионов евро.


2703
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

«В последнее время главы государств и правительств приезжают в баварскую столицу не...
1577
Ушедший год преподнес немало сюрпризов. При этом не прибавил уверенности и...
1434
«Формирование общественного мнения – наша главная стратегическая задача», -...
1717
Слышала, что несколько упростилась процедура подачи документов для оформления визы для...
2381
Сколько денег вы тратите на подготовку одного ребенка в школу?







Ответить
Как вы готовите ребенка в школу?










Ответить