19 сен / 2019
19 сен / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
12°
14°
БРЕСТ
12°
14°

Система будет крутиться вокруг человека

Проект "Европейский вектор"

01 августа 2013

В рамках «Европейского проекта модернизации для Беларуси» беседуем с председателем Фонда имени Льва Сапеги Мирославом Кобасой о том, какие реформы нужны в сфере местного самоуправления.

— Как можно оценить сегодняшнюю белорусскую систему местного самоуправления, каковы ее особенности, насколько она далека от европейских и международных стандартов в этой сфере?

— В соответствии с белорусским законодательством, «местное самоуправление — форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств».

В этой базовой формулировке мы видим сразу несколько принципиальных отличий от международной практики, в частности, Европейской хартии местного самоуправления — документа, подписанного абсолютно всеми государствами Европы, за исключением Беларуси.

В европейском понимании местное самоуправление означает право и фактическую способность общины решать государственные дела. Обратите внимание, в белорусском законе на первом месте – общегосударственные интересы и только потом «интересы граждан».

— А как давно эта норма существует в законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»?

— В варианте закона, который действовал до 4 января 2010 года, «интересы граждан» были на первом месте. Хотя от того, что поменяли местами, на практике ничего не изменилось.

Если вернуться к отличиям европейского и белорусского подходов, то обратите внимание, что у нас в законе нет даже такого понятия, как «община». То есть якобы есть местное самоуправление, но нет субъекта, на который направлена его деятельность. Иначе говоря, у нас субъектом местного самоуправления является территория, а не люди. И это показывает, как государство относится к своим гражданам. То есть оно не видит их тем субъектом, на который направлены услуги власти.

А в Европе существует «община», на которую и направлена деятельность местного самоуправления.

Следующая проблема — компетенция. Если взять компетенции наших местных Советов, там 36 позиций, но из них половина — организационные. Все, что гражданина ежедневно волнует, то, что людям важно, — это уже в компетенции исполкомов. А исполком — вертикаль власти, он не является ответственным перед гражданами и не подотчетен им. Получается, система законодательно выстроена так, что она никогда не будет крутиться вокруг человека.

— Что конкретно предлагает ваш фонд, какие предложения по реформе местного самоуправления вы считаете наиболее необходимыми и актуальными?

— Последние предложения как раз касались изменений в редакцию закона о местном самоуправлении. Мы внесли 32 поправки, из них только две приняты.

Прежде всего, надо изменить само понятие местного самоуправления, вывести его из системы государственной власти.

На наш взгляд, сегодня давно пора менять существующую трехуровневую систему самоуправления (областные Советы, районные и первичные). Многие мелкие местные Советы просто не способны исполнять свои функции: недостаточна материальная база, не хватает кадров.

И наше предложение заключается в том, чтобы вместо двух уровней (районные и сельские советы) создать один.

Очень важный аспект — финансовый. У нас около 50 процентов бюджета проходит через местные органы власти — хороший европейский показатель. На самом же деле из этой суммы около 50 процентов идет на областной уровень, 48 — на районный и только 2 процента на местный, сельский уровень. То есть те, кто ближе всего к гражданам, получают меньше всего. Везде в мире наоборот!

Не менее горячий вопрос — выборы глав местных администраций, мэров. На первом этапе реформы можно оставить систему, когда мэров выбирают депутаты, но потом следует переходить на прямые выборы.


2396
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

На заседание министров образования стран общеевропейского пространства высшего...
3293
С чего начать модернизацию системы среднего образования и кто возьмет ответственность за...
2641
Привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь не является таким уж безнадежным...
2309
Исследование, проведенное в рамках проекта «Рефорум», который реализует Белорусский...
2875
В какой мере вам интересны грядущие выборы в Палату представителей НС РБ?







Ответить