15 окт / 2019
15 окт / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°

Олег Величко: «Сила законов – в служении людям»

18 июля 2008

Корреспондент «Вечерки» пообщался с депутатом Палаты представителей Национального собрания РБ по случаю завершения работы высшего законодательного органа страны.

Олег Иванович, довольны ли Вы своей четырехлетней работой в парламенте?

- За четыре года моей работы в Палате представителей Национального собрания удалось сделать достаточно много. Эти годы были насыщены активной законотворческой деятельностью, плодотворным международным сотрудничеством, постоянными контактами с избирателями. Являясь председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи, с уверенностью могу сказать, что все принимаемые законы рассматривались депутатами через призму защиты интересов людей.

В то же время приоритетность социальной сферы как отличительная черта белорусской модели развития предопределила акценты законотворческой деятельности парламентариев. В центре самого пристального внимания депутатов находились вопросы правового обеспечения эффективной социальной политики.

За эти годы нашей комиссией было сделано многое для законодательного регулирования вопросов охраны здоровья, материнства и детства, развития физической культуры, спорта и туризма. Так, например, впервые приняты законы «О лекарственных средствах» и «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; кардинально переработаны законы «О здравоохранении», «О трансплантации органов и тканей человека», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О правах ребенка», «О туризме», «О физической культуре и спорте» и другие. Отрадно сознавать, что вчера принятые законы уже сегодня приносят реальную пользу нашим гражданам. При этом не следует рассматривать законотворческую деятельность как исключительно теоретическую, ведь она затрагивает в практической жизни интересы большинства людей нашей страны. Основным связующим звеном этих двух составляющих является работа депутата в избирательном округе. Причем эта связь носит многосторонний характер. С одной стороны, это постоянное общение с людьми, знание нужд и проблем региона, участие в их разрешении. С другой – это разъяснение избирателям законотворческой деятельности парламента, раскрытие сути того или иного законопроекта, его государственной и социальной значимости.

Конечно же, конкретный человек с его нуждами, запросами и бедами постоянно находится в поле деятельности каждого депутата. В практике моей работы тоже. Участвуя в заседаниях исполкома администрации Ленинского района, гор- и облисполкома, в сессиях городского и областного Советов депутатов и зная проблемы региона не понаслышке, всячески содействую их практическому разрешению. С моим активным участием обсуждались программы экономического и социального развития Бреста.

Так, был рассмотрен план развития материально-технической базы здравоохранения города на перспективу до 2010 года. Уже завершена реконструкция и переоснащение реанимационного отделения Брестской городской больницы скорой медицинской помощи, строительство операционного блока. В ближайшем будущем планируется реконструкция приемного отделения. Ведутся работы по реконструкции и переоснащению роддома, реанимационного отделения и операционного блока центральной городской больницы, на очереди — открытие поликлиники в Юго-Восточном микрорайоне Бреста. Наряду с этим постоянного внимания и разрешения требуют вопросы жилищного строительства, благоустройства улиц и дворовых территорий.

Хотелось сделать как можно больше, а о том, что удалось в этой работе, а что нет, судить моим избирателям.

Изменилось ли Ваше представление о роли депутата в политической иерархии?

- Не изменилось, но пришло понимание сложности и глубины работы парламента. Депутатская работа помимо законотворческой деятельности несет ярко выраженный коммуникативный характер. И власть, и общество через депутатов имеют возможность знать мнения и запросы людей в конкретном избирательном округе.

Говорят, что политика – искусство возможного. Я бы добавил: искусство необходимого и в какой-то степени предопределенного. В основе сложности решений лежит необходимость учесть интересы различных социальных групп. Одним словом, соединить необходимое, полезное и устраивающее всех. В этой триаде главное не скатиться к популизму, четко смотреть в будущее, не бояться принимать непопулярные решения. Именно по этой причине власть всегда уязвима для критики, ибо ей всегда необходимо объяснять свои действия и доказывать целесообразность принятия того или иного решения.

Легко быть хорошим для всех и всем все обещать, гораздо труднее действовать. А предопределенность – это то, что от нас с вами не зависит: мировой финансовый кризис, «летящие» вверх цены на энергоносители.

Власть всегда ограничена объективными обстоятельствами, она, в отличие от оппозиции, должна не только говорить, но и действовать.

Считаете ли Вы полезными отчеты перед избирателями и общение с ними? О чем больше всего говорят люди на встречах с Вами?

- В предыдущем ответе я затронул тему о необходимости коммуникативной функции. Убежден, без общения с людьми, без знания реальной ситуации невозможно в принципе работать эффективно. Это с точки зрения дела. Но депутат прежде всего живой человек, и общение с избирателями придает определенный тонус, поддерживает рабочую форму. Невозможно качественно исполнять депутатские обязанности, наблюдая жизнь из окна собственного кабинета. Люди чаще всего обращаются по жилищно-коммунальным проблемам, по вопросам здравоохранения, труда, обеспечения законности и охраны правопорядка. Из поступивших 563 обращений 326 решены положительно, по остальным даны консультации и разъяснения.

Как-то на встрече с медиками президент А. Лукашенко назвал нашу систему здравоохранения лучшей в мире. А вот какую оценку дал ей один из наших читателей: «Медицинские учреждения заметно выросли в плане технического вооружения и оснащенности современным оборудованием. Но по части внимания и сочувствия к пациенту они, в лучшем случае, остаются на прежнем, весьма невысоком уровне». Олег Иванович, наверняка истина где-то посередине. И очень многое в медицине, как ни в какой другой сфере, зависит от человеческого фактора. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы наша система здравоохранения действительно приблизилась к мировым стандартам, и не только в плане материального обеспечения?

- Это мнение, а с мнением спорить бесполезно и даже вредно. И медицина, и образование как никакая другая сфера зависят от человеческого фактора. Социальная сфера – это прежде всего контакт между людьми: один человек приходит к другому, чтобы решить проблему, зачастую самую главную и важную в его жизни на этот момент. До избрания депутатом я был главным врачом, причем врачом практикующим, сам становился за операционный стол и всегда старался максимально помочь людям. Я уверен, что и мои коллеги точно так же относятся к своей работе. Да, на Западе больше финансовых возможностей для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Но это вопрос денег. По отношению к пациентам я бы с вами поспорил. Есть ли у нас проблемы? Безусловно. Это и вопросы управления на местах, и вопросы социальной защищенности медиков, и вопросы кадров. С этим нам надо работать и работать конкретно.

Вы один из тех, кто голосовал за закон об упорядочении льгот. Сегодня, когда он действует уже более полугода, не жалеете об этом?

- Вне всякого сомнения, любой принимаемый закон должен способствовать динамичному и устойчивому развитию нашего общества, реальному росту уровня жизни людей. Работая над законопроектами, я всегда исходил из принципа: «Сила законов – в служении людям». Оппоненты мне могут возразить, указав на принятие парламентариями так называемых «непопулярных законов», в частности закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Однако позвольте с этим не согласиться. Необходимость упорядочения действующей системы льгот назрела давно. Существовавшая практика льготирования перестала соответствовать требованиям развития белорусского государства, не отвечала критериям социальной справедливости. Нельзя считать нормальным явление, когда абсолютное большинство населения входило в ту или иную категорию льготников, которых насчитывалось в Республике около 7 млн человек. Никакое государство, даже самое процветающее, не в силах быть государством льготников и содержать из бюджетной казны миллионы людей. Президент А. Лукашенко отметил, что государственная социальная поддержка граждан должна носить конкретный и исключительно адресный характер. Государство обязано помогать тем, кто действительно нуждается в помощи, остальным нужно создать оптимальные условия для самореализации.

Принятие вышеназванного закона позволило перейти от предоставления льгот «огулом», независимо от реальной нуждаемости, к системе социальной поддержки, основанной на принципах адресности и индивидуального подхода. При этом в законе сохранены основные льготы для граждан, которые имеют либо выдающиеся заслуги перед государством, либо вследствие своего физического и социального состояния нуждаются в государственной поддержке.

В то же время говорить о том, что исключение отдельных категорий льготников является неуважением к ним со стороны государства, неправильно. Признательность к людям, которые имеют определенные заслуги перед страной, к их матерям и семьям не измеряется льготами. Это разные вещи, а избавление от необоснованных льгот в Беларуси – это не прихоть, а объективная реальность.

Возглавляемая Вами парламентская комиссия занимается в том числе и проблемами молодежи. Как Вы считаете, все ли возможное делает государство, в том числе Национальное собрание, чтобы молодые люди меньше уезжали за границу, а охотнее оставались в Беларуси?

- Переход из детства во взрослую жизнь всегда сложен психологически и сопряжен со многими, прежде всего материальными трудностями.

Условия, которые сегодня созданы в нашем государстве, позволяют молодежи реализовать себя в полной мере. Однако нет ничего страшного в том, что некоторые наши молодые люди работают за границей. Так живет весь мир. Не надо бояться «сорваться» с насиженного гнезда, уехать учиться или работать от родителей из Бреста в Минск или в Гродно, а порой и за границу, чтобы затем вернуться, заработав денег. И самое главное – не придумано еще такой молодежной программы и никто не придумает такую, которая бы устроила всех и каждого. А в принципе, ответ на этот вопрос можно свести к тому, что это проблема психологическая и экономическая.

Упростим вопрос: в области экономического интереса молодежь волнует прежде всего проблема заработка и возможности приобретения собственного жилья.

- Решение жилищного вопроса для молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Действует система жилищного кредитования для молодых семей.

В ближайшее время заработает закон об ипотеке, который позволит приобретать жилье по долгосрочным кредитам всем нуждающимся. Кредитная ставка по ней объективно будет зависеть от общего состояния дел в экономике. Убежден, в ближайшее время цены на жилье стабилизируются. Разрыв в ценах на жилье в целом по стране связан в первую очередь с тем, что социальный стандарт в столице, областных центрах по сравнению с районными городами пока различен. Это: наличие рабочих мест, сложившаяся инфраструктура, транспорт, связь, медицинское обслуживание и т. д. Государственная программа развития малых и средних городов должна исправить это положение. А экологический фактор со временем увеличит престижность жизни в малых городах.

Как Вы относитесь к переходу на 11-летнюю форму обучения в средней школе? Не слишком ли много реформ за столь короткое время? Результаты тестирования в этом году вызывают много вопросов по поводу того, что делали наши дети 11 лет в школе?

- Я уже говорил, что социальная сфера очень субъективна. Это относится и к образованию. Здесь столкнулись две точки зрения, которые имели и имеют свои серьезные аргументы. Если мы говорим, что нам надо встраиваться в «Болонский процесс» и переходить на систему образования, принятую в Европе, то возникают вопросы, и их достаточно много. Во-первых, вопрос признания дипломов - это вопрос защиты рынка труда. Когда в середине 70-х годов Америка испытывала дефицит математиков, то никто не задумывался над тем, как и где учились выходцы из СССР. Во-вторых, в социально-гуманитарной области это вопрос как политический, так и мировоззренческий.

У нас были и остаются сильно развитыми традиции классической русской гимназии. Выдающиеся деятели науки и техники ХХ века все вышли из классической русской гимназии и средней школы СССР. Наши дети показывают блестящие результаты на международных олимпиадах по физике, химии, математике.

О тестировании. Ребенок, оканчивая школу, отчитывается за курс 11-летнего обучения, и задания должны быть строго в русле школьной программы. Я категорически против, когда мне говорят, что на 60 или 70 процентов это программа школы, а оставшееся – более сложные задания для одаренных детей.

Олег Иванович, оппозиция объявила одним из пунктов своей предвыборной стратегии реальный контроль за работой власти со стороны гражданского общества. Некоторые чиновники во всеуслышанье заявляют: наше гражданское общество еще очень незрелое и не может контролировать власть. Что Вы думаете по этому поводу?

- У нас веками сложившаяся коллективистская ментальность, общинное понимание всех сторон жизни. Гражданское общество исторически в Беларуси существовало и существует по этим причинам, и на этом основании оно осуществляет не только контроль над властью, но и диалог с ней. Я не против контроля, я только за. Но давайте помнить о том, что мы, возможно, не лучше других, но и не хуже. У нас есть своя страна, свои традиции, и мы должны все сообща служить своему Отечеству.


3911
0
Меня это радует (100%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (0%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

«В последнее время главы государств и правительств приезжают в баварскую столицу не...
1616
Ушедший год преподнес немало сюрпризов. При этом не прибавил уверенности и...
1487
«Формирование общественного мнения – наша главная стратегическая задача», -...
1789
Слышала, что несколько упростилась процедура подачи документов для оформления визы для...
2432