12 дек / 2019
12 дек / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
БРЕСТ

Депутаты рассмотрели закон о СМИ

20 июня 2008

Как отметила, представляя документ депутатам, первый заместитель министра информации Лилия Ананич, действующий с 1995 года закон о СМИ имеет ряд существенных недостатков. Она, в частности, отметила отсутствие четкого механизма государственной регистрации СМИ (в том числе иностранных), учреждаемых государственными органами и организациями, пробелы в регулировании общественных отношений в сфере СМИ, отсутствие ответственности учредителя за деятельность СМИ, а также эффективного механизма применения мер ответственности к субъектам правоотношений в сфере массовой информации.

На рассмотрение и принятие законопроекта ушло полчаса. В процессе обсуждения вопросы задали пять депутатов, выступили двое, все они поддержали проект закона. При этом депутат Галина Мазуркевич отметила, что ее «только смущают сроки рассмотрения законопроекта». «Но это уже традиция, ничего не поделаешь», — добавила она. В результате голосования 93 парламентария высказались за принятие законопроекта, один — против.

Законопроект о СМИ поступил в Палату представителей 10 июня и в тот же день был включен в повестку текущей сессии нижней палаты парламента. Это стало неожиданностью для журналистской общественности страны. В частности, представители Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) считают, что главной причиной неожиданного поступления в парламент проекта нового закона является желание властей ужесточить законодательство накануне парламентских выборов. БАЖ обратилась персонально к каждому депутату парламента с призывом не содействовать спешному принятию законопроекта.

Документ предусматривает ряд нововведений. Изменения, в частности, касаются условий регистрации СМИ, аккредитации журналистов, ответственности за распространение информации и предусматривают регистрацию интернет-ресурсов.

Так, новый законопроект изменяет перечень лиц и организаций, которые не могут выступать в качестве учредителя СМИ. Он дополнен лицами, отбывающими наказание по приговору суда или признанными решением суда недееспособными, а также «лишенными в установленном порядке права заниматься деятельностью, связанной с производством и выпуском СМИ». Иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Беларуси, предоставляется право учреждать СМИ совместно с белорусскими гражданами и организациями.

Предусмотрены новые основания для отказа в регистрации СМИ — в случае если функции редакции возлагаются на юридическое лицо, в уставном фонде которого доля иностранных инвестиций составляет 30 и более процентов либо соответствующую долю учредителей которого составляют иностранные юридические лица, иностранные граждане и (или) лица без гражданства, постоянно не проживающие в Беларуси.

Из числа новых положений закона следует отметить:

- положение, согласно которому в СМИ «не допускается искажение общепринятых норм языка, за исключением случаев использования диалектных форм языка и цитат из выступлений, литературных произведений и архивных документов»;

- запрет на осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных СМИ на территории Беларуси без аккредитации;

- требование сопровождать информационные сообщения и материалы, распространяемые информагентством, ссылкой на данное информагентство;

- положение об ответственности СМИ, наступающей в случае «распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам».

Закон изменяет условия аккредитации журналистов при различных органах власти и организациях. Так, в действующем законе о СМИ записано: «Редакции средств массовой информации имеют право на аккредитацию своих корреспондентов при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений». В новом законопроекте акцент существенно смещен: «Государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица могут осуществлять аккредитацию журналистов средств массовой информации для освещения заседаний, совещаний и других мероприятий, организуемых этими юридическими лицами».

Законопроект дает определение СМИ как «формы периодического распространения массовой информации с использованием печати, телерадиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет». Правом определения порядка распространения СМИ через глобальную сеть наделяется Совет министров.

* * *

Заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич 17 июня ответила на вопросы журналистов после принятия Палатой представителей законопроекта в первом чтении.

«Речь не идет о том, что законопроект о СМИ вводит правовую регламентацию деятельности всех интернет-изданий. В нем регламентируется только один-единственный вариант распространения СМИ в Интернете — это касается интернет-аналогов существующих печатных и электронных СМИ», — пояснила Н. Петкевич.

Она отметила, что регулирование деятельности интернет-СМИ будет находиться в компетенции Совета министров. «Компетенция Совета министров заложена в проекте закона на будущее, если в этом возникнет необходимость», — сказала Н. Петкевич.

В свою очередь первый заместитель министра информации Беларуси Лилия Ананич сообщила, что Мининформации внимательно изучает опыт зарубежных стран по регулированию деятельности интернет-СМИ. «Каждая страна сегодня уже задумывается и ищет способы регулирования распространения информации через Интернет», — сказала она. Л. Ананич сообщила, что в настоящий момент не ведется подготовка постановления или иного нормативного документа Совета министров по деятельности интернет-СМИ. «Законопроект, если он будет принят, не обязывает правительство к немедленной разработке такого нормативного акта», — отметила она.

Ранее Наталья Петкевич касалась содержания законопроекта на расширенном заседании комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Палаты представителей, где сообщила, что принятие закона не приурочено к какой-либо дате. «Чтобы не было инсинуаций, что закон принимается под выборы, в нем прописано, что он вступит в силу только через шесть месяцев после опубликования. Законопроект также не наступает на оппозиционные СМИ. У них будет шесть месяцев, чтобы научиться работать на других условиях, причем эти условия не новые, так как законопроект закрепляет сегодняшнюю практику», — сказала она.

По словам Н. Петкевич, законопроект «касается не только негосударственных СМИ, но и государственной прессы». «Нормы проекта разрабатывались для того, чтобы государственные СМИ повысили свое качество», — сообщила она. Основной задачей нового закона Н. Петкевич назвала наведение порядка в сфере деятельности и распространения СМИ. «Мы четко описали те правила, в соответствии с которыми будут действовать средства массовой информации. Это позволит пресекать злоупотребления со стороны регистрирующих и других государственных органов», — сказала она.

Замглавы Администрации президента считает, что в законопроекте ответственность СМИ «на самом деле не ужесточается». «Наоборот, законопроект дает СМИ возможность исправить свои ошибки и нормально работать», — отметила она.

Н. Петкевич сообщила, что законопроект в равной степени предусматривает ответственность СМИ и госорганов. «Полную вольницу дать одной из сторон невозможно. Свобода и права одной стороны ограничиваются свободой и правами другой. Понимание того, что в законе соблюден баланс сторон, показывает, что ничего ущемляющего и ограничивающего в законе нет», — сказала заместитель главы Администрации президента.

Нижней палате парламента предстоит рассмотреть названный законопроект во втором чтении, которое может состояться до 28 июня, дня завершения летней сессии, либо на следующей сессии, осенью этого года. Затем для обретения силы закона документу предстоит пройти одобрение Совета Республики Национального собрания и подписание президентом страны. Глава комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Юрий Кулаковский пообещал, что все предложения, которые комиссия получила от заинтересованных сторон, будут рассмотрены до второго чтения. Однако это не означает, что они будут учтены.


3711
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

«В последнее время главы государств и правительств приезжают в баварскую столицу не...
1668
Ушедший год преподнес немало сюрпризов. При этом не прибавил уверенности и...
1541
«Формирование общественного мнения – наша главная стратегическая задача», -...
1870
Слышала, что несколько упростилась процедура подачи документов для оформления визы для...
2505
Что делать с бомжами и попрошайками в центре города?








Ответить