17 июл / 2019
17 июл / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
13°
15°
БРЕСТ
13°
15°

Маяк из страны грез

Проект "Европейский вектор"

19 октября 2012

Похоже, слово «модернизация» становится новым брендом белорусской власти. Помнится, три года назад, когда страна только начинала вползать в жернова экономического кризиса, Александр Лукашенко пообещал за несколько месяцев либерализировать экономику. На то, чтобы упростить налоговое законодательство и подняться в рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом с 91-го места на 69-ое (задача стоит войти в тридцатку), нам понадобилось три года. И ровно столько же президент и правительство отводят теперь на полную модернизацию предприятий с выходом их на мировые стандарты качества.

Новая риторика или новый курс?

Не секрет, что наши чиновники и управленцы привыкли видеть перед собой в основном абстрактные задачи: углубить, расширить, выйти на новый уровень... В крайнем случае – повысить ВВП (ВРП) на энное количество процентов, которые потом переварятся в бездонном среднестатистическом котле. Те прогнозные показатели, которые измерялись в осязаемых денежных единицах (например, приток инвестиций), как правило, проваливались из года в год. Теперь же задание поставлено вполне конкретное: обеспечить к 2015 году производительность труда не менее 60 тысяч у. е. в год на одного работника. Много это или мало?

Для сравнения: сегодня, по оценкам Всемирного банка (ВБ), Беларусь имеет 10 600 у. е. Это больше, чем в Китае (6145), но гораздо меньше, чем в большинстве стран ЕС. К примеру, в Польше – 26 446, Чехии – 39 648, Дании - 109 655, Франции – 100 485 у. е.

Насколько реально подняться почти шестикратно за три года? Если проследить динамику роста объема добавленной стоимости (эквивалент производительности по классификации ВБ) за последние семь лет, то в 2005-м мы имели 7200 $. Таким образом, ответ на поставленный вопрос напрашивается сам собой, вытекает из логики процесса: здесь, как говорится, не нужны оракулы, чтобы предвидеть появление луны.

Выходит, наверху сидят люди, совершенно далекие от реальности? Думаю, вряд ли. Для чего же тогда им понадобилось загонять себя и страну в омут грез? Вероятней всего, дело в риторике, считает известный белорусский политолог Александр КЛАСКОВСКИЙ:

– Лукашенко видит, что сейчас Евросоюз затевает очередной проект отношений с Беларусью, где ключевым словом является «модернизация». В ответ он пытается перехватить инициативу, использовать это в своих интересах. Понятно, что ни о какой политической модернизации речи не идет, а модернизировать экономику, не прибегая к структурным реформам, тоже не получится. Зато можно выгодно поторговаться за кредиты, добиться включения чиновников и экспертов от власти в какие-то переговорные процессы. Одним словом, потянуть волынку под флагом модернизации, авось что-нибудь да обломится.

Впрочем, есть и другие мнения. Так, политолог Сергей НИКОЛЮК полагает, что это начало нового курса. Другое дело, добавляет эксперт, что способы, которыми по привычке воспользуется белорусская власть, не дадут результата. К тому же политика модернизации вызовет сопротивление, в том числе в обществе, поскольку большинство белорусов не готовы жить и работать в рыночных условиях.

Брюссель не выдаст, Москва не съест...

Завяжется ли у Минска диалог с Евросоюзом – еще большой вопрос. А вот восточная соседка, на чьей поддержке уже много лет худо-бедно держится наша «стабильность», если разобраться, заинтересована в определенных реформах белорусской экономики. Китайцы тоже идут с инвестициями в нашу страну: индустриальный парк, выпуск легковых автомобилей под Борисовом… Так, может, ну ее, эту Европу, с ее туманным диалогом? Москва и Пекин выручат?

– Здесь надо понимать, что у каждого из мировых игроков есть свои интересы, - считает А. Класковский. – И, кстати, я не разделяю той точки зрения, что Россия якобы спит и видит, как инкорпорировать Беларусь. Речь, скорее, может идти о создании буферного государства, которое де-факто уже существует. Теперь главная задача российских олигархов ЎЄ поучаствовать в приватизации белорусских активов, но вот здесь, как говорят, нашла коса на камень. Что касается Китая, его присутствие в Беларуси, скорее всего, будет нарастать. Но ни Пекин, ни Москва, очевидно, не смогут стать локомотивами белорусской модернизации: им это, во-первых, не нужно, а во-вторых, сами они, особенно наша восточная соседка, еще пока не достигли того уровня, чтобы модернизировать кого-то. Скорее всего, официальный Минск и дальше будет придерживаться политики качелей, которые традиционно больше раскачиваются в ту сторону, где маячат халявные деньги.

Похоже, тема «модернизации по-белоруски» становится долгоиграющей. К тому же так до конца и не осмыслены последствия для нас вступления России в ВТО. С одной стороны, это вроде как стимул реформироваться. С другой – угроза полного экономического краха, вытеснения белорусской продукции даже с российского рынка. Интересно в этом плане мнение нашего брестского эксперта Александра ЧЕРНОВАЛОВА:

– Конечно, оно (вступление РФ в ВТО. – Ред.) не может не повлиять и, по сути, уже влияет на наши экономические взаимоотношения. В том плане, что продукции белорусских предприятий все сложнее становится конкурировать даже на российском рынке. Нужно ли нам самим скорее проситься в ВТО? Думаю, нет. С Россией мы и так можем торговать по правилам Таможенного союза и ЕЭП. А на рынке ЕС наши товары (кроме продуктов нефтехимии и небольшой группы продовольствия) все равно не смогут конкурировать. При этом их товары тогда хлынут на наш рынок и большинству отечественных предприятий придется объявить о банкротстве.

На просьбу высказаться о перспективах достижения объема добавленной стоимости в 50-60 тысяч долларов на одного работающего, хотя бы в ближайшие десять лет, профессор А. Черновалов лишь иронично улыбнулся. Впрочем, если есть маяк, к нему все же стоит стремиться. Может, хоть кто-нибудь доплывет.

Выход из осажденной крепости?

А возможна ли политическая модернизация в свете последних заявлений главы государства о необходимости проведения административной реформы в стране? Вот что думает по этому поводу обозреватель Юрий ЧАУСОВ:

– Заявление Лукашенко – своеобразная реакция на инициативу ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». В то же время высказывания белорусского официального лидера, скорее, укрепляют в мысли, что политической реформы не будет. Сейчас, очевидно, идет подготовка почвы для нового тура коммуникации с Западом. В период прошлого политического цикла поводом для таких коммуникаций служило «Восточное партнерство». Теперь поводом будет уже внутриполитическая проблема модернизации административной системы. Заявление о модернизации – сигнал об очередном повороте политического цикла, когда от опоры исключительно на силовые структуры и контактов исключительно с Москвой режим переходит к опоре на номенклатуру, ради которой нужно налаживать связи с Западом. Это отход от временной тактики существования в режиме осажденной крепости. Не более того.

Насколько правы окажутся наши сегодняшние эксперты, покажет время. Автору лишь остается добавить, что любые реформы могут быть эффективны, когда они проводятся вовремя. Перезревшие подобны такому же арбузу, который, как правило, лопается на глазах. Но говорить о том, что белорусские официальные власти созрели для проведения серьезных политических реформ, к сожалению, не приходится. Есть, конечно, мощные экономические императивы. Москва все жестче дает понять своему партнеру, что только снимать сливки с проектов Таможенного и Евразийского союзов не получится. Нужны структурные реформы, нужна приватизация. Дотационная модель трещит по швам, как затрещала в свое время советская экономика, и Горбачев не от хорошей жизни начал перестройку. Белорусское руководство, возможно, боится финала, подобного финалу перестройки, и потому предпочло бы пойти китайским путем. Но и для этого недостает политической воли.


2298
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

На заседание министров образования стран общеевропейского пространства высшего...
3239
С чего начать модернизацию системы среднего образования и кто возьмет ответственность за...
2570
Привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь не является таким уж безнадежным...
2260
Исследование, проведенное в рамках проекта «Рефорум», который реализует Белорусский...
2822







Ответить