21 авг / 2019
21 авг / 2019
Подать рекламу
БРЕСТ
13°
15°
БРЕСТ
13°
15°

Кто есть кто

Андрейчик Юрий

 

Директор СШ №2 г. Ганцевичи, Учитель года-2009 в РБ

 

Победитель конкурса «Учитель года РБ», он же директор Ганцевичской СШ № 2 Юрий Андрейчик, начинался с интереса к биологии. Юноша поступил на соответствующее отделение в Витебский университет, прилежно подводил студенческие будни к диплому. А вот когда практикантам стали доверять место у школьной доски, когда молодой стажер ощутил, что учительствовать получается, понял: с профессией определился. Учителя с 13-летним педагогическим стажем и нашла республиканская награда «Хрустальный журавль». 6 октября в столице приз и ключи от автомобиля вручил педагогу Александр Лукашенко.

На ведомственных торжествах в ЦМТ «вычислить» Юрия Андрейчика было нетрудно. Герой дня одухотворенно светился, с ним фотографировались, ему жали руки и купали в улыбках. Из многих достоинств натуры меня подкупила чистая дикция, неожиданная для уроженца витебской глубинки, а также интеллект — главный рабочий инструмент учителя. Журналистка тоже отвлекла немного внимания объекта всеобщего интереса.

Ваш предмет — биология — не очень-то популярен. Какими аргументами Вы заинтересовываете учеников?

– Но ведь этот предмет рассказывает о жизни. Все из области естественного, что происходит внутри нас, вокруг нас, — охватывает биология. Может ли наука о жизни не интересовать живого человека? Причем эти знания нужны каждому и в повседневности, так как помогают ориентироваться, например, в проблемах здоровья. И — вы не поверите — в чем-то предвидеть будущее.

Учительство — лишь видимая часть айсберга. Надо думать, Вы вникаете в новинки развивающейся науки, далеко не охваченной школьной программой?

– В обязательном порядке. Это в том числе необходимо и для того, чтобы заинтересовать предметом детей. Новые научные достижения непременно выношу на уроки. Ну, а для этого, естественно, надо самому быть в курсе событий.

Какое же направление науки о жизни больше всего интересует Вас лично? Неужто скандально известное клонирование?

– Нет, совсем не это. Волнует меня равновесие в природе, будет ли оно наконец достигнуто. Чем дальше, тем больше всей своей деятельностью человек его нарушает. В результате происходят разные сбои: мутации, природные катаклизмы. Сможем ли мы в конце концов научиться биологически адекватному поведению? Экологическую грамотность, гармоничное поведение в природе стараюсь воспитывать в детях.

Теперь дети и сами не прочь повоспитывать учителя. С неопытным педагогом точно идет скрытая коррида. У Вас есть верные приемы воздействия на класс?

– Конкретных методов и цельного технологического подхода назвать не могу - слишком много надо учитывать нюансов. Когда впервые шел в незнакомый класс, как-то интуитивно собрал предварительно об учениках побольше информации. И, оказалось, очень правильно сделал. Мне надо осмыслить очень много данных о конкретных детях, с которыми предстоит работать. Какое количество мальчиков и девочек, нет ли в коллективе конфликтных ситуаций, кто является лидером, есть ли дети из многодетных семей и т. д., и т. п.

И уже когда имеешь психологическую характеристику класса, выбираешь темп урока, как и что будешь говорить, на что обращать особое внимание. То есть практически каждый раз это все индивидуально. В том числе и в отношении «трудных» учеников. Не вписываешься в общий фон? Переходим на отдельный план работы. Все делают одно задание — ты получаешь нечто отличное от остальных. И будь добр рассказать классу о проштудированном материале. Хотя все это делается очень доброжелательно, большинство «мятежников» почему-то очень быстро перестают выделяться.

Как Вы относитесь к современной молодежи?

– Молодежь во все века обладает определенной степенью нигилизма, но она всегда прекрасна. Тем, что склонна творить нечто новое, отважна, подвижна и способна на подвиги. Очень хорошо, когда молодые опираются на опыт старших, но сами идут своей дорогой.

Дети в большом и маленьком городе отличаются?

– Разве только тем, что в большом они еще более ранимы. Поэтому заметнее прикрывают свою ранимость демонстративным поведением. Ведь посмотрите, что вокруг них творится! Конечно, стрессы побуждают юных становиться в позу — такой вид защиты. В маленьких населенных пунктах общий фон спокойнее, и детям не приходится влезать в эту раковину…

Что было самое трудное в конкурсе «Учитель года»?

– Наверное, психологически выдержать эти две недели огромного напряжения. Давались и задания не для слабаков, когда требовалось готовиться к уроку ночью, а наутро провести его в классе перед комиссией. Так что состояние здоровья было одним из основополагающих моментов. Профессионализм, творчество и все менее биологические, но более популярные достоинства базировались уже на этой платформе. Однако насколько конкурс был трудным, настолько и интересным.

Вы сказали, что менять профессию не собираетесь. Но как часто от учителей и их окружения приходится слышать жалобы на тяготы службы в школьной образовательной системе! Интересно, что скажет Учитель года в пользу своей благородной профессии?

– А где еще человек может раскрыть сразу все свои таланты, реализовать сполна все, чем обладает? Умеешь вышивать крестиком — вышивай, вяжи с детьми. Пой, философствуй - что угодно. Все ложится на благодатную почву, во всяком добром порыве дети очень нуждаются, жадно впитывают и приносят плоды. Хотя, конечно, работать надо. Главное — работать.