Продолжаем тему, поднятую в № 15 «Вечернего Бреста», об узаконении права пользования землей, самовольно прирезанной некоторыми членами садоводческих товариществ (далее – СТ) к своим участкам, когда-то выделенным им на законных основаниях. Наш сегодняшний собеседник – начальник главного управления землеустройства Брестского облисполкома Виталий Карманов.
— Виталий Васильевич, большинство поступающих в редакцию вопросов касается одного из пунктов принятого 18 июля 2022 г. Закона Республики Беларусь № 195-3 «Об изменении кодексов», который разрешил местным исполкомам предоставлять земельные участки садоводческим товариществам и состоящим в них гражданам по фактическому пользованию без внесения в установленном законодательством порядке изменений в утвержденный проект организации и застройки территории СТ присоблюдении трех условий: 1) СТ создано до 1 сентября 2022 г.; 2) соответствующее заявление подано заинтересованным лицом до 1 сентября 2025 г.; 3) фактическое местоположение границы предоставляемого земельного участка (основной + самовольно занятый) соответствует законно установленной внешней границе СТ. Уточните, это касается всех категорий земель, определенную часть которых позаимствовал, скажем так, недисциплинированный член СТ, или есть какие-то ограничения?
-Да, такие ограничения есть. Пунктом 3 статьи 3 вышеназванного Закона от 18 июля 2022 г. № 195 «Об изменении кодексов» установлена возможность оформления правоудостоверяющих документов на садовые участки по фактическому пользованию только в тех случаях, когда не требуется изменение внешних границ садоводческих товариществ. Поэтому под действие норм этого закона не подпадают случаи, когда занята часть земель за пределами СТ из земель других землепользователей. Самовольное изменение границ садоводческого товарищества можно узаконить только после корректировки проекта организации его территории. Кстати,согласно п. 8 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.05.2023 № 155 «О садоводческих товариществах», изменение границ земельных участков для коллективного садоводства и (или) застройки территории товарищества не допускается без внесения в установленном порядке изменений в утвержденный проект организации и застройки территории товарищества, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами…
— Но в пункте 2.1 упомянутого указа сказано, что в течение 5 лет после вступления в силу настоящего пункта СТ обязаны привести в актуальное состояние имеющиеся проекты организации и застройки своих территорий либо – при их отсутствии – разработать такие проекты. Следовательно, опираясь на эту норму, в этот период в границы СТ можно будет внести соответствующие изменения. Тем более что изменился также Кодекс о земле, в связи с чем могли измениться и категории земель. Это обстоятельство учитывается при рассмотрении подобных заявлений?
— Да, указом, вступившим в силу 1 декабря 2023 года, установлен такой срок в тех случаях, когда проект требует актуализации или не был разработан в установленном порядке. В этот период садоводческим товариществам необходимо в обязательном порядке сравнить фактическое использование земель в СТ с предусмотренным в проекте. Что касается изменений, внесенных в Кодекс о земле, то они не затронули категорию земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
— Еще о категориях земель. Нередко самовольно занятый членами СТ участок хотя и относится к определенной категории земель, но длительное время не используется, зарастает травой, осокой, кустарником. Неужели государству это выгоднее, чем разрешить людям пользоваться пустующей землей, содержать ее в должном порядке, выращивать сельхозпродукцию?
— Законодательством установлен приоритет использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель, поэтому в случае самовольного занятия таких земель они должны быть освобождены и возвращены землепользователю. А если землепользователь не использует земли по назначению, то у соответствующих служб райисполкома есть все основания привлечь такого землепользователя к административной ответственности и потребовать выполнения мероприятий по охране земель.
— А как поступать в ситуации, когда землепользователю по каким-то причинам (например, экономического характера) невыгодно использовать отдельные участки принадлежащих ему земель? Кто может принять решение о переводе их в другие категории, чтобы можно было, скажем, передать пустующий участок СТ, находящемуся по соседству, или дать его в аренду на определенный срок?
– Если это сельскохозяйственные, лесные и природоохранные земли, то решение по изменению их категории и предоставлению для целей, не связанных с их назначением, возможно исключительно при условии согласования с Президентом Республики Беларусь.
— А если граница предоставляемого участка не выходит за внешнюю границу СТ. Как в этом случае реализуется понятие «предоставлять участки по фактическому пользованию»?
– В таком случае садоводу необходимо обращаться в соответствующий районный или городской исполнительный комитет в зависимости от места нахождения товарищества, а точнее, в управление землеустройства исполкома. По этому поводу подается соответствующее заявление, на основании которого организации по землеустройству будет поручено проведение землеустроительных работ по установлению фактических границ земельных участков на местности. По результатам этих работ, необходимых, повторю, для получения правоудостоверяющего документа на земельный участок по фактическому пользованию без корректировки проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, оформляются материалы, на основании которых исполнительным комитетом принимается решение о предоставлении земельного участка, находящегося в пользовании у гражданина. После чего гражданин обращается за государственной регистрацией права на земельный участок в территориальную организацию по госрегистрации.
Хочу обратить внимание, что пунктом 41 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом № 155, определено, что правление садоводческого товарищества, в числе прочего, согласовывает изъятие и предоставление земельных участков, а также изменение границ земельных участков, расположенных в границах товарищества. Поэтому при предоставлении по фактическому пользованию земельных участков в СТ без внесения в установленном законодательством порядке изменений в утвержденный проект организации и застройки его территории правлению товарищества необходимо особое внимание обращать на земли СТ, к которым относятся внутриквартальные улицы и проезды, и при согласовании границ земельных участков учитывать возможность обеспечения беспрепятственного доступа к другим участкам и проезда пожарной, иной специальной техники. К сожалению, правления садоводческих товариществ не всегда должным образом выполняют это требование.
— И такой еще вопрос: какими должны быть действия членов СТ (его правления) в случае, если в СТ выявлено несколько участков с самовольно занятыми землями, выходящими или не выходящими за границы садоводческого товарищества? Кто, куда и к кому должен обращаться?
– Члену или нескольким членам садоводческого товарищества, занявшим земельные участки за пределами СТ, следует обращаться в правление садоводческого товарищества, потому что изменение его границ подразумевает корректировку проекта и оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки, а это повлечет за собой определенные финансовые затраты, которые должны будут возместить члены товарищества. Данный вопрос может быть вынесен на рассмотрение общего собрания или рассмотрен в другом порядке, согласно уставу товарищества. Кстати, рекомендую председателям СТ перед вынесением такого решения обратиться в местный рай- или горисполком по вопросу о возможности предоставления дополнительного участка. Тогда соответствующими службами исполкомов предварительно будет изучена такая возможность и, если участок не находится на сельскохозяйственных или лесных землях, на природоохранных территориях, решение по его предоставлению будет положительным.
Считаю также необходимым подчеркнуть, что, согласно Положению о садоводческом товариществе, утвержденному Указом № 155, именно правление СТ обеспечивает освоение и использование земельных участков общего пользования в соответствии с их целевым назначением согласно проекту организации и застройки территории товарищества.
— Как Вы уже сказали, поскольку дело связано с разработкой (доработкой, корректировкой) проекта СТ, потребуются финансовые средства. В какую сумму (хотя бы примерно) могут вылиться эти работы?
– Да, разумеется, придется оплачивать работы по оформлению материалов предварительного согласования места размещения земельного участка (на часть земель, находящихся за пределами товарищества), корректировке проектной документации на территорию садоводческого товарищества и работ по установлению границ предоставляемых земельных участков. Причем сумма зависит как от площади и количества участков, включаемых в границы товарищества, так и от необходимости внесения иных изменений в проект. В несложных ситуациях (оплата внесения изменений в проект по нескольким участкам за пределами СТ плюс стоимость работ по незначительным его изменениям внутри товарищества) сумма может составить 5-7 тыс. рублей для всех. Если же будут вноситься изменения, касающиеся только одного участка, то затраты на разработку проекта и отвод земли составят порядка 2-3 тыс. руб., и их придется возмещать заинтересованному члену товарищества. При значительных изменениях проекта стоимость работ может увеличиться в несколько раз.
— Есть ли в Брестской области примеры узаконения самовольно занятых в СТ земельных участков после вступления в силу Закона № 195-З? Куда можно обратиться, чтобы перенять положительный опыт?
– Конечно же, такие примеры есть. За разъяснениями по всем интересующим вопросам следует обращаться в управления землеустройства местных исполнительных комитетов. Там имеются все необходимые сведения. В заключение скажу, что каждому члену СТ, который на даче прирезал себе дополнительный участок земли, следует вплотную заняться его узаконением. Время идет быстро, а срок выполнения этой работы, установленный Законом 195-З, заканчивается 31 августа 2025 года.
— Большое спасибо, Виталий Васильевич, за убедительные разъяснения. Будем надеяться, что они помогут членам СТ лучше ориентироваться в сложившейся ситуации.
Беседовал Петр ТИШУК
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.