
С наступлением учебного года Иван Николаевич Семенов преподает студентам кафедры машиностроения Брестского технического университета науку эксплуатации и обслуживания автомобилей. А в теплое время года он «пропадает» на взлетном поле аэроклуба в статусе кандидата в мастера спорта по классическому парашютизму. И в какое из этих направлений ни вникни — всюду открывается космос многочисленных премудростей.
Потенциал для авто
Интерес к автомобилям у брестского мальчишки был всегда, так что вуз и специальность он выбрал сознательно. Хорошо отучился, по распределению был оставлен на родной кафедре, где в течение четырех лет дорос до должности старшего преподавателя. Окончил аспирантуру, теперь пишет кандидатскую диссертацию. Старается сделать этот труд потенциально полезным для применения в практической деятельности.
Это даст ремонтникам возможность определять неисправности в современных автоматических коробках передач по выходным параметрам, не разбирая всего механизма. Задач в сфере обслуживания модных навороченных автомобилей очень много, потенциал для науки необъятен. При этом никто не отменял проблему заинтересованности студентов изучаемым материалом. Тут Семенову помогает умение разговаривать со смартфонным поколением со своим смыслом, но на его языке. Прекрасно способствует взаимопониманию и спортивная подготовка вузовского наставника.
Воздушные объятия
Свой первый прыжок с парашютом Иван тоже совершал студентом в возрасте 21 года, и было это около 15 лет назад. Разве такое забудешь? Парня готовили к этому прыжку 40 часов, рассказали, что будет происходить и как укладывать парашют. Вначале прыгать он боялся, и от волнения в воздухе забыл отсчитать положенное для открытия парашюта время, потом неправильно дернул за кольцо, отчего открылись сразу основной и запасной купола. В муках долетел до приземления, которое пришлось аккурат на оборудованное электропастухом коровье пастбище. Так что его влажное потное тело еще и ударило током.

Несмотря на неудачный первый «блин», вскоре Иван совершил еще два прыжка, записался на второй сезон, и с тех пор с этим спортом не расстается. На вопрос о том, как преодолеть естественный страх высоты, у бывалого парашютиста и сегодня нет четкого ответа. С опытом страх видоизменяется и превращается в рабочее стрессовое состояние. На стадии выхода за борт мандраж неизбежен, «…но мы же люди, у нас есть целеустремленность и желание осуществить намерение, которое сам себе назначил».
— Тогда можете сформулировать, что такое привлекательное есть в парашютно-прыгательном процессе, чтобы вновь и вновь возвращаться к этому испытанию?
— Думаю, больше нигде невозможно пережить такого чувства свободы, как в небе. А самые восхитительные ощущения возникают во время свободного падения, ведь мы открываем парашют не сразу. За отведенные на это 30-40 секунд после прыжка ты обнаруживаешь под собой не пустоту, как кажется со стороны, а упругую воздушную массу, которая тебя как бы подпирает и держит твое тело, как вода пловца. Энергия этого слоя дает нам возможность управлять своим полетом: отведешь руку и ногу в сторону — и смещаешься по горизонтали, можно повернуться на спину, сделать сальто, немного «нырнуть» или «подпрыгнуть».
Летучие услуги
Мастерства высшего пилотажа у Семенова достаточно и для такого уникального ремесла, как воздушное коммерческое видеооператорство. Это когда жаждущие острых ощущений клиенты решаются на прыжок в тандеме с инструктором, и чтобы при этом их снимали на камеру. Для этой цели камера крепится на шлем видеомастера, а включается это устройство в самолете. Дальнейшая задача снимающего заключается в том, чтобы держаться к объекту съемки как можно ближе и, несмотря на собственное положение в воздухе, все время поворачивать голову в сторону тандема.
Оператор сопровождает летучую пару весь период ее свободного падения, а с момента открытия у них парашюта ускоряет свой спуск вниз, чтобы запечатлеть еще и их приземление. В этом промежутке у спортсмена еще есть время на выполнение своих непосредственно спортивных задач, в том числе по воздушной акробатике и точности приземления.

Иван Семенов — единственный из одноклубников, кто выполняет акробатические трюки в воздухе. Уже семь лет по протоколам соревнований он признается лучшим спортсменом Брестского аэроклуба. Кандидат в мастера спорта имеет за плечами 1300 прыжков и в момент приземления точно попадает пяткой в нормативный кружок диаметром два сантиметра.
Чтобы развивать и поддерживать мастерство парашютиста, он временами ездит позаниматься на специальном тренажере — аэродинамической трубе, в которой движется большой поток воздуха, и люди оттачивают в ней искусство падения. Впервые позанимавшись в такой трубе, имеющий большой опыт в своем деле брестчанин понял, что многого еще не умеет. После тренажера болели даже такие мышцы, о существовании которых он ранее и не подозревал.
Рандеву с ветром

Парашютный спорт — занятие многогранное. Важное значение имеет не только физическая форма спортсмена, но и то, как он умеет координироваться со стихией воздушных потоков. Поскольку ветер всегда дует неравномерно, перед прыжком надо уловить его тайминг и чутко ориентироваться в обстановке: в какой момент использовать энергию порыва, а когда дождаться затишья, как расположить свое тело, чтобы потоки помогали, а не мешали решать поставленную задачу, и т.п.
Такое тонкое восприятие окружающей среды, помноженное на выверенное чувство меры, ответственность и точный расчет совершаемого маневра, способствует успеху не только в небе, но и на земле. В прошлом году двое преподавателей технического университета были отобраны комиссией в качестве кандидатов на участие в космическом полете с российского космодрома. Одним из этих избранников был Иван Семенов. Медицинское заключение гласило, что к работе в космосе претендент пригоден. Кандидат уже начал вникать в космическую тематику, но тут выяснилось, что в итоге полетят девушки. Ничего, его связь с небом остается крепкой.
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.