Поворот к обязательной школьной форме наметился в республике с прошлого учебного года, когда в каждой школе появился свой отличительный элемент с логотипом учебного заведения. Например, в нашей родной СШ № 1 таким единым элементом стал круглый значок с эмблемой альма-матер. Заказать вместо какого-то другого дорогостоящего элемента дешевый значок нам, родителям, показалось очень удобно.
Но, увы, лишь до поры: в течение одной четверти, поправляя застежку «единого элемента», сын порвал два гольфа и две рубашки. Такой побочный эффект от эксплуатации значков возник и у многих других родителей. Узнав об этом, я просто перестала прикалывать к уцелевшей одежде знаковый атрибут, благо в прошлом году учителя на это особого внимания не обращали.
В других школах (СШ №№ 9, 35 и гимназия № 6) таким «единым элементом с логотипом» стал галстук, что поначалу показалось родителям менее удобным и более затратным, зато сохранило целостность школьной одежды.
Гладко или не очень, но первый шаг к школьной форме был сделан. Вслед за этим еще в начале прошлого учебного года кто-то из чиновников обмолвился, что «единая норма в одежде учащихся появится во всех школах уже со следующего 2023/2024 учебного года».
Но одновременный переход к форме единого образца потребовал бы вложения неоправданного количества ресурсов – и организационных, и финансовых. Тем более во многих семьях школьная форма уже приобретена «на вырост». В такой ситуации покупать новую школьную экипировку только потому, что старая, например, не подходит по цвету, было бы обидно.
Компромиссный вариант устроил практически всех: с первого сентября в школах вводится второй элемент школьной формы.
«Это не единая школьная форма для всех учреждений образования. Каждая школа самостоятельно примет решение, какой быть школьной форме, и определит свой фирменный стиль одежды для ученика», — пояснил министр образования РБ Андрей Иванец.
По мнению представителя Министерства образования РБ Анжелы Кудояровой, выбор элементов школьной одежды, а также механизм ее приобретения должны были осуществляться коллегиально учащимися, родителями и педагогами совместно с администрацией учреждения. Это очень важно, так как «одной из задач введения элементов школьной одежды в учреждениях среднего общего образования является сплочение коллектива, формирование корпоративной этики, воспитание гордости за учреждение образования, в котором обучается конкретный учащийся». «Таким образом, — резюмировала Анжела Кудоярова, — каждое учреждение образования создаст свой индивидуальный образ».
В СШ № 1 вторым элементов формы был выбран темно-синий жилет. В гимназии № 6 им. Жукова был принят следующий стандарт: для девочек – брюки, юбки, сарафаны, жилеты, пиджаки черного цвета, однотонные блузки белого цвета; для мальчиков – брюки, жилетки, пиджаки черного цвета, однотонные рубашки белого цвета. Обязательными элементами гимназической формы для учащихся стали значок с логотипом гимназии для младших школьников и гимназический галстук и значок с логотипом гимназии для всех остальных.
В СШ № 9 вторым обязательным элементам стала белая рубашка. Для девочек может быть белая блузка, но с таким воротником, чтобы можно было носить первый элемент, то есть галстук.
В СШ № 35 цветом школьной формы был выбран синий, а обязательный второй элемент – жакет или пиджак.
Что ж, по нашим наблюдениям, постепенный переход на более строгую школьную форму пришелся по сердцу большинству родителей и педагогов. Спокойно приняли новшества и младшие школьники. Примерившие же школьные обновки старшие учащиеся для приличия повздыхали, но тоже согласились, что форма им к лицу.
Все понятно, стартуем. Осталось уточнить лишь некоторые нюансы. Что мы и сделали, проштудировав нормативные документы Минобра и сайты городских школ и обзвонив знакомых педагогов.
1. Что делать с формой одной школы, если ребенок переходит в другую, где утверждены свои обязательные элементы?
Пока форма ребенку впору, дети могут продолжать ее носить и в новом учебном заведении. Приобретая же в течение учебного года новую школьную одежду, они будут учитывать стандарт новой школы.
2. Стильность, экономичность, а как насчет гигиеничности?
В книгах по детской физиологии подчеркивается, что повседневная одежда детей должна быть натуральной. Процент синтетических примесей не должен превышать 20-45 %. Жакеты же, сарафаны и школьные юбки некоторых фабрик содержат, к примеру, 96 % полиэстра и 4 % спандекса, то есть полностью «пластиковые». Процент шерсти в большинстве «полушерстяных» изделий каталога не превышает 33 % (остальное 67 % – полиэстр). Тем не менее, большинство производителей, такие как «Калинка», «Світанак», «Марк Формэль», «8 Марта», все же предлагают покупателям определенные варианты из преимущественно натуральных тканей. Однако они, как правило, более дорогостоящие.
В связи с этим нам кажется было бы здорово совместными усилиями министерств здравоохранения и образования утвердить гигиенический стандарт для тканей, идущих на пошив одежды для школьного каталога. Возможно, это привело бы к необходимости государственной дотации этой области отечественного легпрома, но зато такая форма, в которой дети проводят от 6 до 9 часов в день, действительно отвечала бы требованиям гигиены и физиологии школьника.
3. Как быть, если ребенок или родитель категорически не принимает какой-то элемент школьной формы?
Такое бывает. Например, некоторые родители, да и дети, заявляют себя стойкими оппонентами школьного пиджака как стилистического жанра.
Моя младшая дочка, к примеру, за пять лет учебы надела в школу новенький жакет всего один раз. Возвратившись с занятий, повесила его в дальний угол шкафа и заявила, что больше никогда не повторит своей ошибки: в классе в такой одежде жарко. Ведь в современных классах очень тепло. Девочки к тому же находятся в учебном помещении в колготках, так оправдан ли для них в принципе второй слой одежды?
Жакет (пиджак) незаменим, когда температура в учебном заведении 15-18 градусов, как было в наших старинных гимназиях. В современных же условиях золотым временем жакета/пиджака может быть начало и конец учебного года, когда этот элемент школьной формы может использоваться как замена легкой куртки… А в остальное время года?
С этими сомнениями я обратилась к нашему классному руководителю, которая успокоила меня, подчеркнув, что если на ребенке вместо жакета будет жилетка или сарафан принятого в школе темно-синего цвета или даже просто блузка светлых тонов, это не будет грубым нарушением делового стиля.
Что дальше?
Уже сегодня более строгие пожелания высказываются в некоторых школах и в отношении формы для физкультуры. Так, в СШ № 1 наш класс попросили приобрести белые футболки. У другого класса нашей параллели футболки будут голубые. Каждый класс параллели получает свой цвет. Футболки конкретного цвета понадобятся детям не только во время урока физической культуры, но и для спортивных соревнований, которые будут проходить по субботам в рамках шестого школьного дня.
А вот в другой школе города родителям, планирующим присутствовать на школьной линейке, было предписано обратить внимание… уже на свой внешний вид: «Уважаемые родители! Ваш внешний вид должен соответствовать данному событию в государственном учреждении (деловой стиль одежды)».
Однако жизнь всегда шире нормативных рамок, и в частных разговорах многие педагоги подчеркивают, что требования школьной формы, выражаясь юридическим языком, имеют все же рекомендательный характер. Никто не выгонит ученика с урока, если он пришел на урок математики в жилетке другого цвета или без галстука с логотипом.
И последнее. Как бы мы не относились к школьному дресс-коду, важно не утратить способности видеть лес за отдельными стволами сухостоя. В школе все же главное – не нормативные акты и каталоги, а нравственное и интеллектуальное возрастание, уважение учеников к учителю и чуткость наставника к воспитанникам. Если они есть, школа станет для наших детей – будь они без формы или в ней — путеводной звездой во взрослую жизнь.
Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.