Город – это люди. Людям присущи очень разные интересы, которые часто противоречат друг другу. Города – своеобразные живые организмы, тоже очень непохожие, со своими проблемами и противоречиями. Чтобы в городах жилось лучше, была сформирована целая отдельная наука — урбанология. И хоть появилась она еще в прошлом веке, до недавних пор ни одно учебное заведение Беларуси не обучало студентов ее премудростям.
Первопроходцем, он же пока остается и единственным освоившим специальность вузом в республике, три года назад стал Брестский университет им. А.С. Пушкина. Инициатором начинания является бывшая на тот момент деканом географического факультета Ирина Абрамова. Накануне всемирного Дня городов мы побеседовали о процессе становления знатоков урбанизации с Ириной Васильевной, ныне – доцентом кафедры городского и регионального развития факультета естествознания, а также проректором университета по научной работе Максимом Богдасаровым и будущим урбанологом, студентом 3-го курса Вячеславом Иванисем.
Город-музей, город-спутник…
Обучение пониманию сложного городского организма проходит поэтапно. Обязательно ребята должны почувствовать разнообразие реальных городов, их отличительную специфику и похожую базовую структуру. В течение двухнедельной практики студенты близко знакомятся с такими городами-музеями, как Несвиж и Полоцк, с городами промышленных гигантов Гродно, Новополоцком, с малыми городами, городами-спутниками и, конечно, столичным Минском.
Постепенно происходит углубленное погружение в нюансы специализации, изучаются соответствующие предметы: городская среда и качество жизни, психология городской среды, градостроительная политика, рекреационная география, география населения с основами демографии и т.п.
На старших же курсах, в зависимости от интереса конкретного студента к той или другой городской сфере, он вникает в нее поглубже и находит тему для дипломной работы. Выпускники, склонные к аналитике, поиску и решению возникающих в населенных пунктах проблем, смогут продолжать обучение в магистратуре, которую планируется открыть в скором будущем.
Качество жизни для сегодня
Редкая специальность привлекла в Брестский университет абитуриентов из всех областей республики, нашли сюда дорогу даже двое ребят из Подмосковья. За дальнейшим трудоустройством у студентов дело не станет, ведь вторым пунктом их специальности значится «сити-менеджмент». Местом работы могут быть органы местного самоуправления, архитектурные, проектные, градостроительные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, да и в целом любое крупное предприятие, имеющее сеть торговых, транспортных, деловых связей.
Научившись воспринимать город как целое, студенты практикуют и реальную помощь в делах отдельных организаций. Например, по договору с предприятием «Брестгортранс» они изучали загруженность пассажирского транспорта, плотность скопления людских и автомобильных потоков в местах интенсивного движения и т.д. Своей пока еще редкой науке ребята учатся с большим интересом.
Стараниями ректората вуз налаживает сотрудничество с соответствующими учебной программе городскими и иногородними специалистами. Так, главный архитектор области Николай Власюк уже начал читать будущим урбанологам несколько дисциплин, в том числе предмет «городская среда и качество жизни». Достигнуто соглашение на курс лекций от доктора технических наук, заместителя председателя высшей аттестационной комиссии РБ Дениса Капского. С курсом «региональная политика и местное управление» учащихся познакомит специалист облисполкома Евгений Викторович.
Дружелюбный для всех
Урбанология – предмет неисчерпаемый. Любая его тема может содержать какой-либо подводный камень для разногласий. С одной стороны, специалисты объявляют насущным запрос «на изменение отдельных частей в сторону большего дружелюбия и открытости к горожанам». Но что такое городское дружелюбие по отношению к людям – вопрос далеко не однозначный.
Есть постулат об улучшении транспортной проблемы путем «интеграции рабочих мест в те зоны, где плотно живут люди». Однако в реальности люди предпочитают проживать в тихих местах без предприятий, увеселительных заведений и больших транспортных потоков. Одним горожанам представляется дружелюбной безнаказанность парковки автомобилей под жилыми домами, других возмущает вытеснение машинами зеленых насаждений.
Думается, без создания и применения системы ценностных приоритетов дружелюбную к людям городскую среду организовать не представляется возможным. А благотворные для людей ценности выдумывать не приходится: это принципы разумной достаточности, здорового образа жизни и недопустимость свободы конкретного жильца в ущерб свободе соседа. Наверное, создание такой системы приоритетов и есть главная перспективная задача урбанологии, продиктованная самой жизнью.
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.