Продолжая тему, поднятую в номере 42, об изменениях в законодательстве, заставивших зарегистрироваться в Реестре автомобильных перевозок пассажиров диспетчеров, перевозчиков и водителей (а заодно вернув последних в разряд штатной профессиональной деятельности и лишив возможности использовать автомобиль такси в личных целях), хочется осветить еще одну новинку.
Речь пойдет про добавление новых пунктов в Приложение 1 к постановлению Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа». Там изложен Перечень объектов и видов деятельности, в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели используют платежные терминалы. В него добавились восемь новых пунктов, шесть из которых станут обязательными летом, а один – осенью следующего года.
Итак, применительно к заявленной теме, с 1 июля платежные терминалы должны быть установлены во всех автомобилях-такси, которые работают вне приложений, обеспечивающих оплату за поездку с привязанных карт и электронных кошельков, а также в автомобилях, перевозящих пассажиров в нерегулярном сообщении. А с 1 ноября – и в городских маршрутных такси («п. 17 – Городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении автобусами категории М2»). Об этих изменениях стало известно из сюжета Брестской ТРК о встрече Брестгортранса с владельцами и водителями микроавтобусов. Он за одни сутки собрал более тысячи комментариев в ТикТок. В большинстве из них водители и владельцы транспортных средств выступают категорически против. А пассажиры – за. Попробуем разобраться в плюсах и минусах данного новшества.
Не стать безбилетником
Для пассажиров такое нововведение – однозначный плюс. Сегодня практически каждый имеет банковскую карту и смартфон. Соответственно, не надо беспокоиться о наличности и сдаче. Проблема отсутствия мелочи у водителя исчезнет. Терминал выдаст билет в любом случае, а если будет использоваться какое-либо мобильное приложение, типа «Оплати», то – электронный билет. И, следовательно, при проверке транспортной инспекцией нет риска стать безбилетником. Да и «в карман» водитель полученную плату не положит.
Правда, остаются некоторые технические вопросы. Например, как оплачивать непосредственно картой, если терминал будет стоять только у водителя: при посадке стоя возле него или передавая её вместо денег (так делают те, кто торопится сесть на свободное место)? Последнее, кстати, не совсем безопасно, ведь при передаче кто-то может скопировать лицевую и обратную сторону карты. А потом использовать её при оплате в интернете в случае, если не предусмотрены дополнительные меры аутентификации. Например, 3D-пароль, СМС-подтверждение и т.д. А при оплате на входе могут вырасти очереди и время посадки.
И главный вопрос, что делать, если вы зашли, сели, а связи нет? И денег тоже? Ведь по правилам, пассажир должен оплатить проезд, не дожидаясь следующей остановки. И если водитель тронулся с места, вы уже безбилетник. Со всеми вытекающими последствиями.
Отрицательные стимулы
Для водителей и владельцев транспортных средств новшества – скорее минус. Во-первых, удлинится время посадки, а значит, время оборота рейса. Соответственно, их количество в сутках может сократиться, да и привлекательность маршруток с точки зрения соотношения цены и скорости поездки среди населения упадет.
Во-вторых, нужен не просто терминал, а билетопечатающая машинка. Например, в виде программной кассы. Зарегистрированная в налоговой инспекции и отсылающая туда данные о проданных билетах. Такие устройства обычно отличаются в цене от обычных платежных терминалов. В принципе, их может дать обслуживающий банк. За отдельную плату, разумеется. Но дело не столько в этом.
А в том, что при нынешней системе налогообложения и ведения бизнеса у владельцев маршрутного такси отрицательные стимулы к установке терминалов. Прежде всего из-за того, что теперь налоговая инспекция сможет подсчитать налог с выручки для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения. То же самое и в отношении водителей – их реальная зарплата станет видимой, поскольку платить её надо будет с расчетного счета после уплаты всех налогов. А не в виде удержанной налички в конце рабочего дня. Можно перейти на общую систему и платить налог с прибыли. Но тут еще больше проблем, т.к. придется вести учет каждой траты, а обычная расчетная ошибка грозит серьезными санкциями. Для маленьких компаний, где есть владелец и несколько водителей, делать это самостоятельно почти нереально: нужен профессиональный бухгалтер.
Кэш не в счет
И главное. Для текущей модели бизнеса маршрутчика (да и любого другого таксиста) наличные деньги – вещь необходимая. Ведь обслуживается техника на малых СТО и в гаражах, запчасти покупаются на авторынке, а мойка проводится водителем на пунктах самообслуживания. И практически везде платежные поручения (за исключением разве что СТО среднего размера) не принимаются. Поэтому на поддержание авто в нормальном состоянии требуется кэш, который снять с расчетного счета иначе как на зарплату нельзя. А оплата по терминалу отправляет деньги с карточного именно на расчетный счет перевозчика. И только туда.
Можно, конечно, найти сервисные центры с комплексом абонентского обслуживания. И даже сети автомоек, где примут безналичную оплату. Только их услуги дороже. Да и каждое платежное поручение тоже стоит денег. В итоге затраты мелких перевозчиков сильно возрастут за счет комиссий за расчетно-кассовое обслуживание, аренду терминала и роста цен на запчасти и услуги.
Также отмечу еще нюанс: не вся сумма платы за проезд поступает безналичным путем на расчетный счет перевозчика. С каждого платежа по карте банк, выдавший терминал и ведущий счет, удерживает комиссию. Пусть и полпроцента, например, но тем не менее. А наличные платежи поступают в полном объеме. И здесь возникает «вилка» решений: владелец микроавтобусов либо уйдет на пригородные и междугородние регулярные маршруты (которые пока не включены в Перечень), либо будет уклоняться от использования терминала – тот может часто «не работать».
Следовательно, и после 1 ноября 2025 года лучше всегда иметь деньги на маршрутку в кармане. Ведь оплату наличными в них никто не отменяет.
Большие не чета мелким?
Кроме всего, непонятно, почему автобусы класса М1 и электрический транспорт при этом остались вне сферы действия этого новшества? Билетопечатающие машины проще устанавливать в больших автобусах, троллейбусах и трамваях, используя для этого доступные места, в том числе и поручни. Кстати, за рубежом именно так и есть. И для перевозки в нерегулярном сообщении (например, шоп-туристов на «закупы» в Польшу) с 1 июля терминал в автобусе тоже понадобится. Пока же очевидна определенная дискриминация: владельцы больших автобусов и троллейбусов, задействованных в регулярных городских перевозках, освобождены от обязанности устанавливать терминалы и могут делать это по желанию. А мелкие перевозчики отказаться не могут.
Было бы правильнее, чтобы программные кассы или билетопечатающие машины появились во всех видах транспорта. Чтобы все были в равных условиях хозяйствования.
Иван ЕФРЕМОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.