В Брестском академическом театре драмы поставлен спектакль по пьесе, которую сравнивают с «Королем Лиром». Те же страсти, то же слепое непонимание и отчаянное горе отца семейства. Только действие происходит не в королевском замке, а сельской хате где-то на белорусской земле.
Говорят, свою пьесу «Трибунал» Андрей Макаёнок написал по реальным событиям. И в это легко поверить. Война часто разделяет семьи на «своих» и «чужих», разметая родных людей по разные стороны баррикад. Сочиняя «Трибунал» как «трагикомедию», Макаёнок прошел по тонкому лезвию взаимоотношений отцов и детей, попавших в большой исторический замес. Действие происходит на оккупированной фашистами территории Беларуси. Написанная в конце шестидесятых, пьеса сегодня как будто просится на сцену театра, пожелавшего оставаться на острие современности – в момент потрясений, когда экзистенциальный разлом приходит в твой дом, хорошо бы внимательно слушать друг друга.
В центре событий семья деревенского пастуха Терешки. Сельский тихоня, вечный подкаблучник, он вдруг «переходит на сторону врага» и становится местным старостой. Жена, дочери, сын в шоке. Кто-кто, ну уж свои затеют над «противником» самый жестокий домашний трибунал. Простенькая, на первый взгляд, сельская история на самом деле – очень сложное в исполнении произведение. Сложность постановки еще и в том, что «Трибунал» – одна из пьес белорусской драматургии, которую часто воплощали на сцене. Но классика тем и хороша, что всегда найдется способ избавить ее от шаблона.
Режиссер «Трибунала», заслуженный деятель искусств РБ Александр Козак, взял за основу два варианта текста – белорусско- и русскоязычный. Интересно, что в белорусской версии пьеса рассчитана на 1 час 20 минут на сцене, а в русской – 1 час 40 минут. Чтобы спектакль был близок и понятен современному зрителю, он буквально по словечку соткан из русских, белорусских слов и «трасянки». Быть ближе к человеку, не знавшему войны, старались и в рисунке образов.
– Мне хотелось найти точную интонацию, чтобы современные подростки понимали моего героя, – говорит Иван Гизмонт, сыгравший младшего сына Терешки. – Нынешнее поколение иначе настроено на произведения о войне. У моего поколения война еще была «нашей историей». Были живы наши дедушки-бабушки, свидетели тех событий. У меня дедушка воевал, а обе бабушки застигли фашистскую оккупацию в деревне. Они рассказывали, как это было, со слезами на глазах. Если сейчас эти истории подростку рассказать, слезы у него могут и не появиться. Эти события ребята воспринимают не как боль своей семьи, а как исторические события. Поэтому мне хочется из своего опыта достать что-то такое, чтобы они прочувствовали трагедию тех поколений, чтобы сопереживали искренне.
Премьера спектакля «Трибунал», посвященного 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, состоялась 28 июня в большом зале БАТД.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.